Методические указания по оценке сравнительной экономической эффективности
вариантов компоновки морского порта.
1. Основные положения.
1.1. Настоящая методика предусматривает использование ее на начальном этапе проектирования ТЭО или проекта (в случае, если в ТЭО не выбран оптимальный вариант), когда разрабатываются несколько вариантов компоновки генплана, выясняющих возможность различных компоновочных решений.
Сопоставление этих вариантов производится на основе их оценки по укрупненным показателям капитальных вложений и эксплуатационных расходов.
1.2. Все разрабатываемые варианты компоновки генерального плана должны быть сопоставимы между собой, для чего необходимо, чтобы они отвечали одним и тем же исходным условиям, а именно:
обеспечивали заданную на расчетный срок пропускную способность или заданный грузооборот как для порта в целом, так и по принятой в проекте номенклатуре грузов;
обеспечивали освоение заданного на расчетный срок одного и того же судооборота порта и имели глубины на подходах, на акватории и у причалов, соответствующие одному и тому же наибольшему расчетному типу судна;
полностью отвечали действующим противопожарным, санитарным и другим нормам строительного проектирования.
1.3. Выбор оптимального варианта компоновки генерального плана производится на основе технико-экономической оценки ряда основных, а также учета дополнительных факторов. При этом в каждом конкретном случае учету и оценке подлежат только те из числа перечисленных ниже факторов, которые качественно и количественно отличаются в сопоставляемых вариантах.
1.4. К группе основных факторов, которые могут количественно характеризовать целесообразность планового решения элементов порта и должны быть количественно оценены, относятся:
Естественные условия
волнения, течение, ледовые условия, ветер;
заносимость;
геологические условия и баланс земляных работ.
Компоновочные решения
подготовка территории (снос и компенсация);
подходные каналы;
внеплощадочные связи;
внутриплощадочные связи (компактность генплана)
Рациональная очередность строительства
1.5. Указанные в п.1.6. факторы влияют в конечном счете как на объем единовременных капитальных вложений, так и на размер эксплуатационных расходов, связанных с производственной деятельностью порта.
Основным критерием технико-экономической оценки вариантов компоновки генплана порта является совокупный минимум приведенных затрат (), учитывающий влияние перечисленных основных факторов на генеральный план, т.е.:
, руб., (1)
где: и - соответствующие эксплуатационные затраты и капитальные вложения, связанные с влиянием факторов, перечисленных в п.1.4;