Статус документа
Статус документа

РД 31.04.23-94 Наставление по предотвращению загрязнения с судов

     2.1.2. Бункеровочные операции

2.1.2.1. Любая бункеровочная операция (прием наливом топлива и масел): подготовка, проведение и окончание ее, а также меры, направленные на исключение загрязнения моря в период бункеровочной операции, должны выполняться под непосредственным руководством ответственного лица (специально обученного члена экипажа, предпочтительно из числа командного состава), который должен лично наблюдать за всеми бункеровочными операциями на судне. Поставщик бункера также должен иметь соответствующее ответственное лицо. Между этими лицами должна постоянно поддерживаться связь в процессе всей бункеровочной операции.

По получении задания на предстоящий рейс лицо, ответственное за прием топлива и масла, составляет технологическую карту бункеровки. Технологическая карта утверждается капитаном судна.

2.1.2.2. На каждом судне должна быть инструкция по проведению бункеровочных операций с указанием обязанностей участвующих в этих операциях членов экипажа.

2.1.2.3. Такая инструкция должна содержать:

.1 описание систем трубопроводов, оборудования и устройств, предназначенных для выполнения на судне бункеровочных операций, с указанием:

- схемы трубопроводов и расположения клапанов, насосов, приборов и устройств управления и контроля, вентиляционных, газоотводных, переливных труб и т.д.;

- местонахождение клапана или другого устройства для экстренного прекращения операции, для разобщения различных частей трубопровода и порядка действия по их использованию.

.2 обязанности ответственного лица;

.3 состав и обязанности вахтенных членов экипажа во время выполнения операций;

.4 обязанности каждого члена экипажа, привлекаемого, помимо вахтенных, к работам по выполнению операций;

.5 порядок подготовки судна, его систем, оборудования и устройств к предстоящим бункеровочным операциям с учетом мероприятий по предотвращению загрязнения;

.6 порядок начала, проведения и окончания мероприятий, последовательность заполнения танков;

.7 описание и порядок применения средств для локализации разлива, который может произойти во время бункеровочной операции;

.8 порядок оповещения о загрязнении топливом или маслом портовых вод;

.9 другие информационные материалы, указания, рекомендации, способствующие предотвращению загрязнения моря в период бункеровочных операций.

2.1.2.4. Во избежание возможных разливов нефти не допускаются бункеровочные операции на рейде при неблагоприятной погоде (волнение моря и ветер). В любом случае на проведение таких бункеровочных операций на рейде должно быть получено разрешение от администрации порта. Возможность проведения бункеровочной операции в зависимости от фактического состояния погоды определяют капитаны бункерующего и бункеруемого судов.

2.1.2.5. Перед бункеровкой.

2.1.2.5.1. Ответственное лицо должно убедиться в том, что все члены команды, занятые при бункеровке, знают судовую топливную систему, включая местонахождение и положение переливных и воздушных труб, переливных танков, мерительных труб, индикаторов уровня и способы остановки потока нефти в аварийных случаях.

2.1.2.5.2. Ответственное лицо должно узнать у береговой команды или бункеровщика о максимально допустимой скорости потока нефти, а также о максимальном рабочем давлении в трубопроводах подачи топлива. Он должен знать номера танков, которые он может последовательно заполнять при поддержании достаточной стабильности условий. Ему необходимо знать максимальное количество заполняемых танков, за которыми он и его команда должны обеспечить достаточный контроль. Все лица занятые при бункеровке должны знать последовательность заполнения танков.

2.1.2.5.3. Ответственное лицо должно лично удостовериться что вентиляционные трубы проверены и могут свободно и безопасно пропускать воздух и газы. Шпигаты должны быть заглушены (скапливающаяся на палубе во время дождя или таяния снега вода должна периодически спускаться, после чего шпигаты должны снова закрываться). Все вентили и соединения, а также воздушные трубы заполняемых танков, должны иметь поддоны, расположенные так, чтобы собрать все капли бункеруемой жидкости. Для болтовых соединений необходимо убедиться, что все болты на месте и надежно зажаты.

2.1.2.5.4. Ответственное лицо должно убедиться, что ведется постоянное наблюдение за наполнением танков с целью определения количества принятого на борт топлива и масла, лично убедиться, что можно безопасно принять необходимое количество топлива и масла. Он обязан удостовериться, что бункеровщик также проводит измерение количества отпускаемой жидкости. В случае нагрева топлива необходимо учитывать, что объем его увеличивается с ростом температуры.

2.1.2.5.5. Важно, чтобы переливной танк или бортовой танк, используемый в этом качестве, заполнялся последним. Приемный клапан этого танка должен быть закрыт до тех пор, пока он не будет заполняться в конце бункеровки. Проверка необходима, т.к. все остальные вентили на приемной линии должны быть открыты.

2.1.2.5.6. Основными причинами нефтяного загрязнения являются переполнение танков при бункеровке и повреждение гибких шлангов. Гибкие шланги следует проверять, испытывать и поддерживать в состоянии, требуемом производителем и соответствующими правилами.

2.1.2.5.7. На судах имеющих объединенную систему переливных труб, необходимо включить и держать в рабочем состоянии сигнализацию о переливе, проверить работу этой системы и сделать запись в машинном журнале о ее проверке. В этом случае поддоны (огороженные участки палубы или переносные емкости) должны быть установлены только под или вокруг отверстия воздушной трубы из переливной цистерны и под (или вокруг) приемного патрубка трубопровода приема топлива (масла).

2.1.2.6. Во время бункеровки.

2.1.2.6.1. Бункеровку необходимо начинать при минимальной интенсивности подачи, с тем чтобы можно было остановить прием при обнаружении неисправностей. После проверки поступления топлива (масла) в намеченные цистерны и отсутствия протечек в шланговых соединениях интенсивность бункеровки может быть доведена до номинальной. В процессе приемки необходимо постоянно контролировать давление на входе в судовой трубопровод с тем, чтобы убедиться, что не превышается максимальное рабочее давление.

2.1.2.6.2. Проводится периодическая проверка уровня жидкости в заполняемых танках. Перед окончанием заполнения каждого танка интенсивность заполнения необходимо снизить открытием клапанов в следующий заполняемый танк. Перед окончанием заполнения танка должен быть дан предупредительный сигнал бункеровщику и снижена скорость подачи. Закрыть клапаны заполненной цистерны можно только после открытия клапанов следующих танков. Вентили на приемных линиях нельзя закрывать до тех пор пока подача топлива или масла не будет прекращена, а шланги дренированы.

2.1.2.6.3. Через 10...15 мин после окончания заполнения цистерны и перекрытия клапанов необходимо проверить уровень топлива (масла) в ней. Повышение уровня означает, что в цистерну, несмотря на закрытие клапанов, продолжает поступать топливо (масло), и поэтому необходимо принять соответствующие меры для предотвращения перелива.