Определение усталостной прочности при изгибе с вращением
Д.1 Проведение испытаний
При испытаниях колес на стенде при нагружении изгибом с вращением моделируют эффект боковых сил, воздействующих на колесо в движении на повороте.
Должны быть проведены испытания четырех образцов колес: по два при 50% и 75% максимального значения изгибающего момента соответственно. Обод колеса жестко фиксируют на испытательном стенде, а изгибающий момент прилагают к монтажной площадке ступицы колеса через нагрузочный вал с фланцем, имеющим основные присоединительные размеры деталей крепления колеса, применяемых на транспортном средстве, для которого предназначено колесо. Колеса из легкого сплава крепят к стенду за внутренний фланец обода при помощи приспособлений в виде двух полуколец.
В случае применения других способов крепления должна быть подтверждена их эквивалентность.
Болты или гайки крепления колеса должны быть затянуты моментом, предписанным изготовителем транспортного средства. После первых 10000 (приблизительно) циклов испытаний должна быть проведена подтяжка деталей крепления.
Д.2 Максимальный исходный изгибающий момент , Н·м, рассчитывают по формуле
, (Д.1)
где - коэффициент перегрузки;
- максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, Н;
- статический радиус шины наибольшего размера, рекомендуемой изготовителем транспортного средства к установке на данное колесо, мм;
- вылет, мм;
- коэффициент сцепления между шиной и дорогой.
Д.3 Испытания следует проводить с применением двух уровней изгибающего момента (50% и 75% максимального) исходя из предпосылок, указанных в таблицах Д.1-Д.3.
Таблица Д.1 - Значения параметров испытаний
Параметр | Значение |
Коэффициент сцепления | 0,9 |
Коэффициент перегрузки | 2,0 |
Частота циклического нагружения, цикл/мин | Число циклов в минуту должно быть максимально возможным, но вне области резонанса испытательного стенда |
Таблица Д.2 - Значения параметров испытаний для двух уровней изгибающего момента
Значение для материала | ||||
Параметр | Алюминиевый сплав/магниевый сплав | Сталь | ||
Категория транспортного средства | ||||
M и MG | O и O | M и MG | O и O | |
Минимальное число циклов нагружения при 75% | 2,00·10 | 0,66·10 | 6,00·10 | 2,00·10 |
Минимальное число циклов нагружения при 50% | 1,80·10 | 0,69·10 | 6,00·10 | 2,30·10 |
Критерии оценки | Динамические радиальные перемещения (биение) нагрузочного вала в конце испытаний не должны превышать перемещений вала, измеренных после примерно 10000 циклов более чем на 10% | |||
Технические трещины не допускаются | - | |||
Допустимое ослабление момента затяжки, первоначально приложенного к элементам крепления* | Максимум 30% | |||
*Ослабление усилия затяжки следует проверять при подтяжке крепления, а не методом измерения усилия, необходимого для ослабления затяжки. |
Таблица Д.3 - Испытания на изгиб с вращением
Параметр | Число колес, подвергаемых испытаниям | |
краткосрочных | длительных | |
Минимальный диаметр расположения отверстий для крепления колес | 1 | 1 |
Максимальный диаметр расположения отверстий для крепления колес | 1 | 1 |
Для колес одного диаметра | 2 | 2 |
Вылет обода колеса до 2 мм | - | - |
Вылет обода колеса от 2 до 5 мм | 1 | - |
Разброс значений вылета обода колеса более 5 мм | 1 | 1 |
Испытания, проводимые при увеличении максимальной нагрузки на колесо | ||
В случае, если итоговый изгибающий момент увеличивается не более чем на 10% | 1 | 1 |
Д.4 Схемы испытаний приведены на рисунках Д.1 и Д.2: