Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 7176-2-2005

Группа Р23

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Часть 2

Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом

Wheelchairs. Part 2. Determination of dynamic stability of electric wheelchairs



ОКС 11.180

Дата введения 2006-01-01

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации" (ФГУП "ВНИИстандарт")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2005 г. N 209-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 7176-2:2001 "Кресла-коляски - Часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом" (ISO 7176-2:2001 "Wheelchairs - Part 2: Determination of dynamic stability of electric wheelchairs").

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых представлены в дополнительном приложении С

5 Настоящий стандарт разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 г. N 36

6 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50731-95


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

Введение


Международная организация по стандартизации [ИСО (ISO)] является всемирной федерацией национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Разработку международных стандартов обычно проводят технические комитеты ИСО. Каждый член организации, заинтересованный темой, для работы над которой был создан соответствующий технический комитет, имеет право участвовать в работе этого комитета. В работе принимают участие международные правительственные и неправительственные организации, поддерживающие связь с ИСО. ИСО тесно сотрудничает с Международной электротехнической комиссией [МЭК (IEC)] по всем вопросам стандартизации в области электротехники.

Международные стандарты разрабатывают в соответствии с правилами Руководства ИСО/МЭК. Часть 3.

Проекты международных стандартов, одобренные техническим комитетом, направляют на согласование членам этого комитета. Для публикации международных стандартов требуется оформление одобрения не менее 75% проголосовавших членов комитета.

Следует обратить внимание на возможность наличия в настоящем стандарте элементов, которые могут иметь патентные права. ИСО не несет ответственности за патентную чистоту.

Международный стандарт ИСО 7176-2 подготовлен техническим комитетом ИСО/ТК 173 "Технические системы и средства помощи для инвалидов или людей с ограничениями жизнедеятельности", подкомитетом ПК 1 "Кресла-коляски".

ИСО 7176 состоит из следующих частей под общим заголовком "Кресла-коляски":

- Часть 1: Определение статической устойчивости.

- Часть 2: Определение динамической устойчивости кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 3: Определение эффективности действия тормозной системы.

- Часть 4: Определение запаса хода кресел-колясок с электроприводом и скутеров путем измерения расхода энергии.

- Часть 5. Определение габаритных размеров, массы и радиуса поворота.

- Часть 6: Определение максимальной скорости, ускорения и замедления кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 7. Определение размеров сиденья и колеса кресла-коляски.

- Часть 8. Определение статической, ударной и усталостной прочности.

- Часть 9. Климатические испытания кресел-колясок с электроприводом.

- Часть 10: Определение возможности кресел-колясок с электроприводом преодолевать препятствия.

- Часть 11: Испытательные манекены.

- Часть 13: Определение коэффициента трения испытательных поверхностей.

- Часть 14: Электросистемы и системы управления кресел-колясок с электроприводом. Требования и методы испытаний.

- Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке.

- Часть 16: Сопротивление возгоранию частей с мягкой обивкой. Требования и методы испытаний.

- Часть 22: Правила установки.

- Часть 23: Устройства преодоления лестниц, управляемые сопровождающим лицом. Требования и методы испытаний.

Кроме того, следующие части также включены в рабочую программу ИСО/ТК 173:

- Часть 17: Средства управления серийным интерфейсом кресла-коляски с электроприводом.

- Часть 19: Колесные передвижные средства, используемые в автомобилях в качестве сиденья.

- Часть 20: Определение эксплуатационных характеристик кресел-колясок стоячего типа.

- Часть 21: Электромагнитная совместимость кресел-колясок с электроприводом и скутеров. Требования и методы испытаний.

- Часть 24: Устройства преодоления лестниц, управляемые пользователем. Требования и методы испытаний.

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на кресла-коляски с электроприводом, включая одноместные скутеры, скорость которых не превышает 15 км/ч (далее - кресла-коляски).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты (при этом стороны, заключающие соглашения на основе настоящего стандарта, должны применять самые последние издания нижеприведенных стандартов):

ИСО 6440:1985 Кресла-коляски - Номенклатура. Термины и определения

ИСО 7176-11:1992 Кресла-коляски - Часть 11: Испытательные манекены

ИСО 7176-13:1989 Кресла-коляски - Часть 13: Определение коэффициента трения испытательных поверхностей

ИСО 7176-15:1996 Кресла-коляски - Часть 15: Требования к информационному описанию, документированию и маркировке

ИСО 7176-22:2000 Кресла-коляски - Часть 22: Правила установки

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ИСО 6440, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 устройство против опрокидывания: Устройство кресла-коляски, препятствующее его опрокидыванию.

Примечание 1 - К таким устройствам могут относиться несъемные или съемные колеса, страховочные штанги, опоры или подножки. Они могут препятствовать опрокидыванию кресла-коляски вперед, назад или в поперечном направлении.

Примечание 2 - К устройствам против опрокидывания не относятся вспомогательные колеса, предназначенные для обеспечения движения (при определенных условиях) кресла-коляски.

3.2 вспомогательные колеса: Колеса, являющиеся частью конструкции кресла-коляски и предназначенные изготовителем для того, чтобы при опоре на них кресло-коляска могло наклониться и ехать.

Примечание - Если вспомогательные колеса являются элементами дополнительной комплектации, кресло-коляска должно проходить испытание по меньшей мере в стандартной конфигурации. Кресло-коляска может также проходить испытание и в конфигурации, соответствующей дополнительной комплектации, при этом требуется составление отдельного протокола испытаний.

3.3 рулевое управление с прямым приводом: Средство, с помощью которого пользователь задает направление движения кресла-коляски, воздействуя на рычажный механизм, который непосредственно поворачивает одно колесо или более.

Например, скутеры часто оснащают Т-образным рулем.

Примечание 1 - Кресла-коляски, которые оснащены механизмом управления такого типа, обычно не имеют самоориентирующихся колес.

Примечание 2 - Кресла-коляски со смешанным типом рулевого управления могут иметь электронную систему управления, которая переключает привод на механическое управление колесами.

3.4 устройство управления: Средство, с помощью которого пользователь обеспечивает движение кресла-коляски с выбранной скоростью и/или в выбранном направлении.

3.5 колесо(а) отрыва: Колесо(а), которое теряет контакт с поверхностью испытательной плоскости в условиях потери устойчивости в ходе описываемого испытания.

3.6 регулируемое кресло-коляска: Кресло-коляска с элементами, которые можно регулировать по положению или по параметру при использовании инструмента или без него.

3.7 отрыв колеса: Потеря контакта колеса с поверхностью испытательной плоскости, возникающая в условиях потери устойчивости.

Примечание 1 - Отрыв колеса не подразумевает кратковременную потерю контакта вследствие неровности поверхности либо перехода с одной поверхности на другую.

Примечание 2 - Подъем колеса не подразумевает преднамеренную потерю контакта в таких случаях, как переход на вспомогательные колеса или вращение объединенных колес.

     4 Принцип


Кресло-коляску подвергают ряду испытаний, имитирующих нормальное пользование им; при этом ведут наблюдение за движением кресла-коляски, в частности появлением определенных состояний потери устойчивости.

     5 Оборудование для испытаний

5.1 Испытательная горизонтальная плоскость достаточного размера, имеющая ровную твердую поверхность с коэффициентом трения по ИСО 7176-13.

Испытательная горизонтальная плоскость должна быть достаточной длины, чтобы кресло-коляска могло достигнуть максимальной скорости.

Примечание - Площадь размерами 10х3 м является достаточной, но для испытания больших кресел-колясок может потребоваться испытательная горизонтальная плоскость большего размера.

5.2 Испытательная наклонная плоскость - твердая ровная плоскость с регулируемыми углами наклона, равными 3° ±0,2°; 6° ±0,2° и 10° ±0,2°. Испытательная наклонная плоскость должна примыкать непосредственно к испытательной горизонтальной плоскости, причем радиус скругления в месте перехода должен быть не менее 12 мм. Общую крутизну испытательной наклонной плоскости следует измерять от ее вершины к основанию с точностью не менее ±0,2° при использовании теодолита, ватерпаса или электронной измерительной аппаратуры, имеющих точность измерений ±0,2°.

Испытательная наклонная плоскость должна быть достаточной длины, чтобы кресло-коляска могло достигнуть максимальной скорости.

Примечание 1 - Испытательная наклонная плоскость может быть регулируемой по углу наклона, или могут быть использованы три отдельно установленные наклонные плоскости.

Примечание 2 - Площадь размерами 10х3 м достаточна для каждой наклонной плоскости, но для испытания больших кресел-колясок нужна наклонная плоскость большего размера.

5.3 Недеформируемая вертикальная ступень (далее - ступень), имеющая следующие свойства:

a) ступень должна связывать две горизонтальные испытательные плоскости, расположенные на разной высоте;

b) ступень может иметь регулируемую высоту, равную 12, 25, 50 мм. По требованию изготовителя допускается применение более высокой ступени, высота которой должна быть кратна 25. Погрешность измерения высоты не должна превышать ±1 мм;

c) верхний край ступени должен иметь скругление радиусом (6±1) мм;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs