1.3.1. Кольцевые пересечения устраиваются при пересечении (в одной точке) трех, четырех и более дорог. Достоинства кольцевых пересечений проявляются наиболее полно при пересечении в одной точке более четырех дорог.
1.3.2. Целесообразность устройства кольцевого пересечения определяется суммарной интенсивностью движения на пересечении и распределением движения по направлениям.
1.3.3. Опыт эксплуатации кольцевых пересечений показал, что они имеют следующие достоинства:
имеется возможность рациональной организации движения при пересечении в одной точке более четырех дорог;
отсутствуют затраты на регулирование движения;
разделение конфликтных точек, низкая относительная скорость движения и острые углы слияния (переплетения) на кольцевом пересечении способствуют большей степени безопасности движения;
потери времени автомобилями значительно меньше, чем на обычных пересечениях в одном уровне;
схема движения на пересечении проста и понятна водителям;
обеспечиваются лучшие условия для выполнения левоповоротного маневра по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;
капитальные затраты на устройство кольцевого пересечения существенно меньше по сравнению с пересечением в разных уровнях;
кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въезде обладают высокой пропускной способностью, сравнимой с пропускной способностью пересечений в разных уровнях.
1.3.4. Вместе с тем кольцевые пересечения имеют ряд недостатков:
при проезде пересечения автомобили снижают скорость даже в свободных условиях движения;
на кольцевом пересечении с большим центральным островком наблюдается перепробег автомобилей при сквозном и левоповоротном движении;
для устройства пересечения требуется несколько большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне (особенно при больших диаметрах центрального островка);
несколько сложнее разместить пешеходные переходы по сравнению с обычными регулируемыми пересечениями в одном уровне.
1.3.5. На стадии разработки вариантов проекта пересечения автомобильных дорог область применимости различных типов планировочных решений пересечений можно определить по номограмме с учетом рекомендаций табл.1.1.
Таблица 1.1
N п/п | Виды планировок кольцевых пересечений | Применимость кольцевых пересечений | |
Категории пересекающихся дорог | Условия применимости | ||
1 | Кольцевые пересечения с малыми центральными островками и увеличенным числом полос движения на въездах | IхI, IхII, IхIII | При реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог. При новом строительстве: а) в пригородной зоне; б) в пределах малых населенных пунктов; в) в районах с высокой стоимостью сельскохозяйственных угодий и в других стесненных условиях (на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях). |
IIIхIII | При 5000 авт./сут; на основе технико-экономического сравнения с вариантом кольцевого пересечения со средним диаметром центрального островка | ||
2 | Кольцевые пересечения со средним диаметром центральных островков | IхIII, IIхII, IIхIII, IIIхIII | При 5000 9000 авт./ сут; на основе технико-экономического сравнения с кольцевыми пересечениями с малыми центральными островками |
3 | Кольцевые пересечения с большими центральными островками | IIхII, IIхIII, IIIхIII | При 5000900010000 авт./сут и числе пересекающихся дорог 5 |
4 | Кольцевые пересечения, обеспечивающие лучшие условия движения более загруженному направлению (с эллиптическим центральным островком и другие) | IхII, IхIII, IхIV, IIхIII, IIхIV | При ; на основе технико-экономического сравнения с вариантом пересечения в разных уровнях |
Обозначения: - перспективная суммарная интенсивность движения (на кольцевом пересечении); - то же, на главном направлении; - то же, на второстепенном |
По номограмме (рис.1.7) для каждой зоны, характеризуемой определенным соотношением интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, рекомендуются один или несколько типов конкурирующих планировочных решений пересечений:
простые необорудованные 1 пересечения;
частично канализированные 2 пересечения с направляющими островками на второстепенной дороге;
канализированные 3 пересечения с направляющими островками на второстепенной и главной дорогах и переходно-скоростными полосами, расположенными по главной дороге;
кольцевые пересечения 4: а) со средними центральными островками; б) с малыми центральными островками; в) при числе пересекающихся дорог 5 и с большими центральными островками;
пересечения 5: а) кольцевые, обеспечивающие лучшие условия движения более загруженному направлению (с эллиптическим центральным островком и др.); б) в разных уровнях; в) при стадийном строительстве (I этап - кольцевое пересечение и II этап - пересечение в разных уровнях);