3.1. При работе дизеля на режимах и в условиях, отличных от нормальных, независимо от степени автоматизации энергетической установки необходимо усилить наблюдение за дизелем и обслуживающими его системами.
3.2. Работа дизеля с перегрузкой
3.2.1. При работе дизеля с перегрузкой должны быть соблюдены все требования заводской инструкции по эксплуатации в части допустимых величин превышения мощности и частоты вращения, а также в части продолжительности работы дизеля в режиме перегрузки.
3.2.2. При работе с перегрузкой необходимо усилить наблюдение за температурой выпускных газов, масла до и после маслоохладителя, охлаждающей воды (масла) на выходе из крышек и поршней. Температура газов, масла и воды не должна превышать значений, указанных в инструкции завода-изготовителя для режима работы с перегрузкой. Рекомендуется увеличить подачу цилиндрового масла.
3.3. Работа дизеля при малой нагрузке и на холостом ходу
3.3.1. Длительная работа на малой нагрузке не рекомендуется.
3.3.2. В случае необходимости длительной работы дизеля при малой нагрузке следует:
.1. уменьшить количество масла, подаваемого на смазку цилиндров;
.2. поддерживать температуру воды (масла) охлаждения поршней и цилиндров на уровне верхнего предела, допускаемого заводом-строителем;
.3. уменьшить подачу охлаждающей воды на воздухоохладители;
.4. периодически либо постоянно спускать из выпускного коллектора скопившееся масло;
.5. следить за тем, чтобы работали все цилиндры.
3.3.3. Продолжительность работы дизеля на режиме холостого хода не должна превышать времени, оговоренного в инструкции по эксплуатации. При отсутствии указаний время работы на холостом ходу не должно превышать 30 мин.
3.4. Работа главного дизеля при увеличенном сопротивлении движению судна, во время шторма и во льдах
3.4.1. Режимы работы дизеля при увеличенном сопротивлении движению судна (обрастание или повреждение корпуса, мелководье, сильный встречный ветер, плавание в мелкобитом льду) назначаются в соответствии с пп.2.3.1-2.3.4.
3.4.2. При плавании в штормовых условиях нагрузку дизеля необходимо снизить до уровня, обеспечивающего отсутствие забросов частоты вращения выше номинального значения. При управлении через всережимный регулятор величина цикловой подачи топлива в моменты погружения гребного винта не должна превышать номинального значения. При плавании в штормовых условиях забортную воду принимать через донные кингстоны. Периодически выпускать воздух из приемных фильтров, контролировать уровень топлива в расходных цистернах, масла в отстойных и воды в расширительных цистернах, не допуская возможности подсоса в системы воздуха.
3.4.3. При плавании без груза или с неполным грузом во время шторма или во льдах необходимо балластировкой обеспечить возможно большее погружение гребного винта.
3.4.4. При плавании на мелководье и по рекам, при входе в порт и выходе из него забортную воду следует принимать через бортовые кингстоны.
3.4.5. При плавании судна в мелкобитом льду прием забортной воды следует осуществлять через донные кингстоны при одновременном поддержании в готовности бортовых кингстонов. Для предотвращения засорения льдом кингстоны должны продуваться паром или сжатым воздухом. При наличии должна быть включена система рециркуляции забортной воды.
3.5. Работа главного дизеля при маневрировании судна
3.5.1. При маневрировании частота вращения главного дизеля, работающего на винт фиксированного шага (исключая дизели портовых буксиров) не должна превышать 75-80% от номинальной. Только в исключительных случаях, связанных с угрозой человеческой жизни или безопасности судна, допускается по команде с мостика работать при частотах вращения выше указанных.
3.5.2. После получения с мостика сигнала о предстоящей работе на маневровых режимах необходимо:
.1. подготовить к пуску резервный дизель-генератор и при необходимости пустить его в ход;
.2. включить резервные насосы, если насосы систем охлаждения, смазки и топливоподачи имеют привод от дизеля;
.3. проверить в действии компрессоры пускового воздуха, пополнить пусковые и другие воздушные баллоны;
.4. продуть баллоны и трубопроводы сжатого воздуха, проверить открытие запорных клапанов на баллонах и трубопроводе;
.5. смазать главный пусковой клапан и пусковые клапаны цилиндров дизеля;
.6. постепенно уменьшить нагрузку дизеля, руководствуясь п.2.9.1;