4.1.1. Закрытия отверстий должны быть исправными и обеспечивать водонепроницаемость. Проверка их в действии, обеспечение надежности и плотности производится в соответствии с действующими НБЖС и указаниями настоящих правил. На всех водонепроницаемых закрытиях должна быть нанесена и поддерживаться в надлежащем состоянии маркировка в соответствии с НБЖС.
Лица командного состава, ответственные за техническое использование закрытий отверстий, перед выходом судна в рейс должны произвести обход судна и убедиться в надежности закрытий трюмов, иллюминаторов, дверей, люков, тамбучин и других отверстий на палубах и в бортах. Необходимо также проверять закрытия вентиляторов, световых люков машинно-котельных помещений (МКО), дымовой трубы, а также дистанционных закрытий средств герметизации МКО. Во время плавания ведется наблюдение за водонепроницаемостью корпуса и принимаются надлежащие меры к ее обеспечению. Все обнаруженные неисправности закрытий следует немедленно устранять и докладывать о них капитану.
4.1.2. Комиссии службы мореплавания судовладельца обязаны проверять состояние закрытий при каждом очередном осмотре и особенно перед выходом судна в зимнее плавание. Запись о всех практических учениях и осмотрах должна вноситься в судовой журнал с указанием всех обнаруженных дефектов.
4.1.3. В условиях штормового плавания при заливании палубы вахтенный помощник капитана должен обеспечивать проверку состояния закрытий и крепление палубного груза (если он имеется). Если работа на палубе вследствие заливания ее волнами опасна, необходимо на время осмотра изменить курс и уменьшить скорость судна. О всех замеченных неисправностях необходимо немедленно доложить капитану и принять меры для их устранения.
4.1.4. При обслуживании люковых закрытий из стали или другого равноценного материала необходимо чтобы:
Все ролики, задрайки, болты и барашки были расхожены и смазаны. Направляющие ролики должны быть очищены от мусора, остатков груза и посторонних предметов. Водосточные желобы должны быть чистыми. На прокладочной резине закрытий люков и лацпортов не должно быть масла, свежей краски и т.п. веществ, способствующих порче резины и нарушению ее непроницаемости. Для закрытий с гидроприводами не допускать пропуски масла в гидросистеме, а также механические повреждения гибких шлангов. На судах с металлическими люковыми закрытиями имелись в запасе штыри и резина для уплотнения, клей.
4.1.5. Рама иллюминатора и его штормовая крышка (глухарь), винтовые барашки должны легко и свободно открываться и закрываться. Трещины, отколы в металлических частях иллюминатора, треснувшие стекла, потеря эластичности прокладочной резины и трещины в ней должны устраняться по мере обнаружения. Нельзя окрашивать прокладочную резину. Съемные глухие штормовые крышки, если они имеются, должны храниться в непосредственной близости от иллюминаторов, для которых они предназначены.
4.1.6. Все непроницаемые двери в водонепроницаемых переборках, их приводы, винты, зубчатая рейка, клиновые направляющие, указатели положения двери и другие детали должны быть всегда в исправном состоянии, смазаны и расхожены в трущихся частях.
4.1.7. Все водонепроницаемые двери в переборках и рубках, а также водонепроницаемые крышки палубных люков должны быть всегда исправны и не иметь перекосов; кромки их комингсов не должны иметь забоин и искривлений. Задрайки должны быть исправны. Уплотняющая резина должна быть эластичной и не иметь трещин. Запрещается закрашивать резину краской.
4.1.8. Все водонепроницаемые двери должны быть закрыты во время плавания, за исключением случаев, когда их необходимо открыть в связи с эксплуатацией судна; при этом они должны быть всегда готовы к немедленному закрытию.
4.1.9. Водонепроницаемые двери и все относящееся к ним механизмы и указатели должны периодически осматриваться в море не реже одного раза в неделю. Результаты осмотра должны быть отражены в судовом журнале.
4.1.10. Лацпорты и другие аналогичные закрытия должны быть всегда исправны, обеспечивать герметичность закрытия и не допускать попадания воды в помещения судна. Петли и винтовые задрайки этих устройств должны быть чистыми, расхоженными и смазанными. Необходимо проверять резиновую прокладку и заменять ее в случае обнаружения дефектов.
4.1.11. Требования к закрытию и задраиванию различных иллюминаторов, лацпортов, водонепроницаемых дверей и других устройств, а также условия их открытия в порту, перед выходом судна из порта, в море устанавливаются Международной Конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Судовладелец должен разработать Инструкцию, содержащую требования к открытию-закрытию отверстий при эксплуатации судна.
4.1.12. Палубный груз, перевозимый на любом судне, должен быть уложен таким образом, чтобы любое отверстие, расположенное в районе нахождения груза и обеспечивающее доступ в помещения экипажа, машинное помещение и все другие помещения, используемые при эксплуатации судна, могли быть надлежащим образом закрыты и задраены, чтобы не допустить проникновения через него воды.