4.3.1. Якорное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. При эксплуатации якорных машин (брашпиля, шпиля) необходимо применять указания раздела 19 части VII Правил.
В судовом расписании по заведованиям должны быть четко определены лица судового экипажа, ответственные за надлежащее использование и техническое обслуживание якорного устройства, включая механическую и электрическую части. Состав и комплектация якорного снабжения устанавливаются Правилами классификации и постройки морских судов, часть III, Регистра.
4.3.2. В целях сохранности якорей и якорных цепей в процессе эксплуатации при их обслуживании необходимо производить окраску и маркировку якорных цепей согласно РД 31.58.02-90. При подъеме и отдаче якоря все соединительные скобы якорной цепи должны ложиться на звездочку цепного барабана брашпиля (шпиля) плашмя. Соединительные скобы якорных цепей должны быть заведены спинкой (закругленной частью) к якорю, а штырь концевой скобы заложен в якорь.
Якорные цепи должны быть всегда чистыми, для чего при подъеме якоря их следует тщательно обмывать водой. Не следует оставлять на звездочке брашпиля (шпиля) соединительную скобу якорной цепи, для чего после остановки брашпиля и обнаружения скобы на барабанах, цепь необходимо потравить.
При отдаче якорей, а также при стоянке на якорях необходимо наблюдать за тем, чтобы якорные цепи не перекручивались (это может привести к потере якоря). Во избежание потери якоря не рекомендуется стоять на якоре в подвижном льду, если это не вызвано чрезвычайной обстановкой. При стоянке судна на якоре, особенно в условиях штормовой погоды, необходимо периодически проверять состояние якорного устройства (положение якорной цепи, стопоров и т.п.).
4.3.3. На ходу судна якоря должны быть убраны в клюзы и надежно закреплены. Плавание с невтянутыми до места якорями запрещается. Якорные цепи на ходу судна должны быть взяты на стопоры.
4.3.4. Стопоры якорных цепей необходимо содержать в исправном состоянии, очищенными от грязи, ржавчины и окрашенными. Особое внимание следует уделять надежности крепления стопоров к палубе. Если под якорем, висящим на якорной цепи или находящимся в клюзе, находится причал или проводятся ремонтные работы, то якорная цепь должна быть взята на два стопора. Необходимо также крепить двумя стопорами якорную цепь, если с нею или в цепном ящике проводятся какие-либо работы.
При стоянке на якоре не допускается использование стопоров для удержания якорной цепи, если стопоры специально не предназначены для этой цели.
Необходимо систематически контролировать состояние ленточного тормоза брашпиля, своевременно ремонтируя накладки при строгом соблюдении технических условий на ремонт в части конструкции и применяемых материалов.
4.3.5. Бортовые якорные клюзы с их трубами, палубные клюзы, а также трубы в цепные ящики следует периодически очищать от грязи и ржавчины и окрашивать. Водотечность, появившаяся в местах соединения труб с бортом и палубой, должна быть устранена. При длительном переходе и длительной якорной стоянке судна якорные клюзы и клюзы в цепной ящик надо закрывать.
4.3.6. Цепные ящики надо периодически, но не реже одного раза в год, очищать от грязи и ржавчины, внимательно осматривать, проверять состояние стенок и днищ, жвака-галсов, глаголь-гаков и деталей крепления к корпусу судна. Обнаруженные неисправности подлежат немедленному устранению. Откачка воды из цепного ящика в отсеки корпуса не допускается.
4.3.7. Специальное устройство для быстрой отдачи коренного конца якорной цепи должно содержаться в исправности, быть хорошо расхожено и смазано в трущихся частях. Детальный осмотр устройства должен производиться не реже одного раза в год.
4.3.8. Необходимо околоть или оттаять лед, если в зимнее время брашпиль, якорная цепь, клюзы и якорь обледенели. Брашпиль рекомендуется оттаивать горячей водой или паром. Брашпиль после оттаивания (околки) рекомендуется стронуть с места подергиванием якорной цепи брашпилем, чтобы убедиться, что он и цепь не прихвачены льдом.