Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 52380.2-2005 Руководство по экономике качества. Часть 2. Модель предупреждения, оценки и отказов (Переиздание)

     7 Данные о затратах

7.1 Сбор данных о затратах

Когда определен перечень элементов затрат (см. приложение А), можно начинать сбор данных о затратах. На предприятиях, где раньше не действовала система затрат, охватывающая каждое подразделение, может потребоваться более глубокий анализ, чем на тех, где такая система имелась. Настоящий стандарт предоставляет всем предприятиям достаточно информации, чтобы понять, какая глубина анализа необходима.

Ниже приведены этапы, относящиеся к деятельности в области качества. Часто эти действия выполняет специальное подразделение предприятия.

Затраты на этапах 1 и 2 должны в основном касаться издержек на предупреждение и оценку, а на этапах 3-5 - издержек вследствие отказов.

Для идентификации затрат, относящихся к качеству, необходимо провести анализ содержания всех пяти этапов.

На этапе 1 идентифицируют затраты, которые непосредственно относятся к деятельности предприятия в области качества:

а) затраты на рабочую силу, контролируемые службой качества или специальным подразделением качества;

б) часть стоимости, приходящуюся на пользование зданиями (сооружениями) и относящуюся к функции качества, т.е. арендные платы, налоги, страховые платежи, платы за отопление, освещение, охрану;

в) часть затрат на столовую, обслуживание офиса и другие административные расходы;

г) стоимость износа специализированного оборудования для контроля и оценки качества;

д) затраты на обучение по качеству;

е) затраты на более мелкие статьи, не превращаемые предприятием в капитал.

На этапе 2 идентифицируют затраты, которые напрямую нельзя отнести к деятельности в области качества, но которые являются частью общих затрат предприятия, связанных с качеством. Обычно это затраты подразделений, напрямую не участвующих в деятельности в области качества. Необязательно делать официальную передачу бухгалтерского учета центру затрат подразделения, отвечающего за деятельность в области качества, но они должны быть учтены. Издержки могут нести подразделения, связанные с закупками, хранением, планированием. Отнесение затрат к этой категории должно основываться на объективных решениях.

На этапе 3 идентифицируют внутренние затраты на запланированные отказы и представляют счет-меморандум.

Пример - Предприятие изготавливает изделия партиями по 100 шт. Чтобы быть уверенным в изготовлении 100 изделий установленного качества, может оказаться необходимым запланировать изготовление 110 шт. Только опыт в конечном итоге покажет необходимость затрат на дополнительные 10 изделий, но затраты должны быть рассчитаны, по крайней мере, на опытный период.

На этапе 4 идентифицируют внутренние издержки вследствие отказов, которые не были учтены на этапе 3. Эти издержки могут включать затраты на материалы, сданные в отходы, или стоимость переделки, или стоимость повторного изготовления. Затраты обычно входят в финансовые затраты подразделения, явившегося причиной отказа, или подразделения, исправляющего недостатки изделия. Такие затраты должны быть указаны в счете-меморандуме.

На этапе 5 идентифицируют издержки вследствие отказов после изменения права собственности. Затраты включают время, затраченное подразделением качества на исследования, и аналогичные затраты других подразделений, например подразделений маркетинга, обслуживания у заказчика, финансов. Эти затраты редко учитывают в существующих системах качества. Следует сделать первоначальную оценку и внести результаты в счет-меморандум. Если заказчик оплачивает исследования, этот доход должен быть отмечен в счете-меморандуме.

7.2 Источники данных о затратах

Перечень элементов и источников данных должен быть согласован с руководством бухгалтерии предприятия.

Хотя правила поиска данных не установлены, следующие документы следует использовать как источники информации:

а) платежные ведомости фонда заработной платы;

б) отчеты по производственным расходам;

в) отчеты по отходам;

г) разрешения на переделку или исправление;

д) документы о командировочных расходах;

е) данные о себестоимости продукции;

ж) отчеты о затратах на гарантийное обслуживание, замену и ремонт в условиях эксплуатации;

и) протоколы испытаний и контроля;