Традиционно сведения о характеристике качества продукции руководители предприятий получают из отчетов о браке и данных о дефектах. Эта жизненно важная информация зачастую бывает трудна для анализа и интерпретации в терминах затрат на качество. Как следствие могут оказаться незамеченными возможности снижения затрат. Для успешного снижения затрат предпочтительно представлять несоответствие качества в финансовых терминах.
Для этого в первую очередь необходимо проводить оценку следующих двух факторов:
а) отказов, ведущих к снижению прибыли, независимо от того, чем они вызваны;
б) предупреждающих мер по менеджменту качества и оценке затрат на внедрение стандартов по качеству.
Эти затраты считают относящимися к качеству и их классифицируют следующим образом:
1) предупреждающие затраты;
2) оценочные затраты;
3) издержки, обусловленные внутренними отказами;
4) издержки, обусловленные внешними отказами.
Капитальные вложения в предупреждающие действия могут существенно снизить издержки вследствие внутренних и внешних отказов. Более того, уменьшение числа рекламаций не только снижает затраты, но и способствует поддержанию доброжелательного отношения покупателя. Иллюстрация этого обстоятельства приведена на рисунке 1. Картина затрат на качество меняется от предприятия к предприятию, так что взаимосвязи, показанные на рисунке 1, только отражают тенденции в ожидаемых затратах на качество в зависимости от углубления знаний о качестве и совершенствования деятельности по его улучшению.
Рисунок 1 - Повышение осведомленности о качестве и усиление работ по его улучшению
На рисунке 1 видно, что рост осведомленности о затратах на качество ведет в первую очередь к увеличению доли работ по оценке качества продукции. Затем, когда оценка и анализ указывают на характерные признаки - элементы, в которые можно внести изменения в целях улучшения конструкции (процесса) системы - больше средств расходуется на предупреждение. Наконец, когда предупреждающие меры приводят к необходимому эффекту, соотношение затрат на оценку и отказы меняется и все затраты снижаются.
Как правило, дополнительные источники для работ по качеству привлекаются лишь тогда, когда можно продемонстрировать, что они приведут к повышению рентабельности. Эффективный менеджмент качества способен внести значительный вклад в прибыль. Факты свидетельствуют, что ресурсы, направляемые на идентификацию, снижение и контроль издержек вследствие отказов, дают прибыль в виде улучшенного качества, повышенной рентабельности и возросшей конкурентоспособности.
Однако не следует думать, что будут полезны неограниченные ресурсы. Необходима финансовая информация, позволяющая подтвердить оправданность действий по улучшению качества и направить усилия на самые безотлагательные (экономически эффективные) меры.
Элементы затрат на качество (см. приложение А) различаются от предприятия к предприятию и от отрасли к отрасли. Руководство предприятия должно решить, какие средства вкладывать в повседневный производственный контроль и причислять к производственным затратам, а какие следует идентифицировать как затраты на качество.