9.1. Конструировать и рассчитывать порталы следует в соответствии с требованиями главы СНиП по проектированию железнодорожных и автодорожных тоннелей, портальных подпорных стен в соответствии с требованиями норм по проектированию подпорных стен для транспортного строительства, указаниями раздела 3 и данного раздела настоящей Инструкции.
9.2. Порталы тоннелей в сейсмических районах в зависимости от крутизны откосов, трещиноватости, крепости и устойчивости грунтов склона горного массива, а также состояния подходов к тоннелю рекомендуется проектировать врезными, наклонными с лобовой подпорной стеной (рис.6, , б) или выносными с искусственной засыпкой для уполаживания лобового откоса (рис.6, в ) в случае неустойчивости склонов.
Рис.6. Конструкции порталов тоннелей в сейсмических районах:
- врезной; б - с наклонной лобовой подпорной стеной; в - выносной
9.3. Порталы тоннелей следует проектировать, как правило, железобетонными. Допускается применение бетонных порталов на площадках сейсмичностью не более 7 баллов при устойчивых скальных грунтах. Лобовые подпорные стены следует конструировать из железобетона с устройством ограждающего парапета, возвышающегося над поверхностью откоса не менее чем на 1 м.
9.4. Припортальные подпорные стены могут выполняться как из железобетона, так и из бетона.
9.5. При назначении расположения порталов высоту подпорных стен у откосов припортальных выемок следует принимать по данным табл.2. При невозможности выполнения таких требований необходимо уполаживать откосы или выносить портал.
Таблица 2
Материал подпорных стен | Расчетная сейсмичность площадки, баллы | Высота подпорных стен, м |
Железобетон | 8 | 12 |
Бетон | 8 | 12 |
9.6. Для поддержания откосов припортальных выемок в зависимости от используемого материала и характера наклона поверхности, а также высоты стен следует применять массивные бетонные и облегченные железобетонные конструкции подпорных стен. Тип проектируемой стены, ее конструкцию и размеры следует назначать на основании технико-экономического анализа вариантов, составляемых с учетом местных инженерно-геологических, мерзлотно-грунтовых, сейсмических и других условий.
9.7. Припортальные подпорные стены следует разделять на длине сквозными вертикальными швами (включая фундамент) на секции размером не более 15 м, а в районах сейсмичностью 8 и 9 баллов - до 10 м.
Швы следует располагать так, чтобы подошва каждой секции опиралась на однородный (по степени сжимаемости) грунт.
9.8. При расчете порталов и припортальных подпорных стен на устойчивость против опрокидывания с учетом сейсмического воздействия коэффициент условий работы принимают для сечений: а) бетонных конструкций - 0,75; б) по подошве фундаментов мелкого заложения для грунтов, связанных с коэффициентом консистенции В<0,25-0,75; 0,25<В<0,50-0,55; В>0,50-0,40; скальных - 0,75, несвязных с разной степенью влажности - 0,55, несвязных, средней плотности - 0,40.
9.9. В районах сейсмичностью 9 баллов для предотвращения неблагоприятного влияния податливости основания на сейсмостойкость припортальной подпорной стенки следует фундамент стенки доводить до скального или полускального грунта или искусственно уплотнять основание.
9.10. Внутренней грани припортальной стены следует придавать наклон в сторону откоса выемки.
9.11. Дренажные устройства для отвода воды из-за припортальных подпорных стен следует проектировать в соответствии с требованиями норм по проектированию подпорных стен для транспортного строительства.
9.12. Тип нижнего строения пути, применяемый в тоннеле, следует предусматривать и за пределом портала на расстоянии не менее 10 м.