5.1. Положения настоящего раздела следует использовать для расчета многослойных обделок транспортных тоннелей круглого поперечного сечения глубокого заложения и стволов в условиях, указанных в п.4.1.
5.2. Методика расчета основывается на исходных предпосылках, указанных в пп.4.3-4.6, 4.8 и 4.9.
Расчетная схема показана на рис.4 и представляет собой многослойное круговое кольцо, наружный слой которого моделирует массив грунта. Радиус грунтового слоя принимается равным глубине заложения выработки.
Рис.4. Расчетная схема к определению напряженного состояния многослойной обделки
Расчетные напряжения, приложенные к внешнему контуру сечения грунтового слоя, определяют по формулам
(13)
Здесь
(14)
Величина определяется согласно п.4.8.
5.3. Экстремальные значения напряжений на внешнем и внутреннем контурах каждого слоя обделки имеют место при значениях , . Наибольшие сжимающие и растягивающие напряжения в указанных сечениях принимают за расчетные.
Проверка прочности слоев производится в упругой стадии.
Расчетные растягивающие напряжения непосредственно сравнивают с расчетным сопротивлением материала обделки.
Проверка прочности материала обделки на сжатие производится с учетом объемного напряженного состояния по формуле
, (15)
где - расчетные радиальные сжимающие напряжения в рассматриваемом сечении (при растягивающих радиальных напряжениях в формулу представляется (), см;
- угол внутреннего трения материала обделки, град;
- расчетное сопротивление материала обделки (призменная прочность), кгс/см.
5.4. Если проектируемая многослойная обделка прианкерена к грунту, то за расчетное принимают максимальные по абсолютной величине напряжения , взятые со знаками "плюс" и "минус".
5.5. Расчетные напряжения суммируют с напряжениями от других видов действующих нагрузок и используют для проверки прочности материала обделки при различных сочетаниях нагрузок.
5.6. Расчет многослойных обделок производится по алгоритму, приведенному в приложении 8.