ВСН 193-81
----------------------
Минтрансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Инструкция по учету сейсмических воздействий
при проектировании горных транспортных тоннелей
ВНЕСЕНА Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИС)
СОГЛАСОВАНА Госстроем СССР 28 июня 1979 г. N 1-1635
УТВЕРЖДЕНА Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства СССР 1 октября 1981 г. Приказ N 54
Срок введения в действие 15 января 1982 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Увеличение объемов транспортного строительства и в том числе сооружение горных тоннелей для освоения новых промышленных районов в зонах высокой сейсмичности требует проектирования надежных конструкций, работающих без потери несущей способности в условиях возможных землетрясений.
В соответствии с приказами Минтрансстроя и программой работ Госкомнауки на 1976-1980 гг. по решению научно-технической проблемы 0.54.10, связанной с разработкой новых прогрессивных конструкций, обеспечивающих высокое качество строительства БАМ в сложных инженерно-геологических условиях, ЦНИИСом совместно с рядом организаций впервые разработана настоящая Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелей.
В Инструкции регламентируются вопросы обоснования балльности строительных площадок тоннелей, учета ответственности тоннельных сооружений, рассматриваются особенности инженерных изысканий для сейсмостойкого строительства тоннелей, даются рекомендации по конструктивным решениям и методикам расчета тоннелей на сейсмические воздействия и другие вопросы.
Инструкцию составили канд. техн. наук И.Я.Дорман (ЦНИИС) - руководитель работы, разделы 1, 2, 3, 9, 10, приложения 1, 4, 5; доктор техн. наук Н.Н.Фотиева (ТулПИ) - раздел 4, приложения 3, 5, 6, 7; доктор техн. наук, проф. Н.С.Булычев (ТулПИ) - раздел 5, приложение 8; инженеры А.В.Чернышев (Главтранспроект) и В.И.Медейко (Ленметрогипротранс) - опытное проектирование, внедрение положений Инструкции в практику проектирования тоннелей БАМ; член-корр. АН УзССР Т.Р.Рашидов, кандидаты техн. наук А.А.Ишанходжаев, Я.Н.Мубараков, Т.К.Абдуллаев, Г.И.Оганесов, инженер Ш.Юлдашев (ИМиСС АН УзССР) - раздел 7, пп.10.1; 2.7, приложение 9; член-корр. АН ГССР Ш.Г.Напетваридзе, инж. Г.В.Хомерики (ИСМиС АН ГССР) - приложение 2; кандидаты техн. наук В.Е.Меркин, Д.И.Колин (ЦНИИС) - раздел 6; инж. В.Г.Соболев (Ленметрогипротранс) - раздел 8; канд. техн. наук А.К.Казимов, инж. В.В.Свитин (ЛИИЖТ), проф.Г.Н.Карцивадзе, канд. техн. наук Ж.Б.Метревели (ГПИ им. В.И.Ленина) - проведение модельных исследований для обоснования ряда положений разделов 8, 9.
Научное редактирование Инструкции осуществлено Н.С.Булычевым, И.Я.Дорманом и Н.Н.Фотиевой.
Зам. директора института Г.Д.Хасхачих
Зав. отделением тоннелей и метрополитенов Л.С.Афендиков
1.1. Настоящая Инструкция разработана в развитие глав СНиП по строительству в сейсмических районах и проектированию железнодорожных и автодорожных тоннелей.
1.2. Инструкция предназначена для проектирования тоннельных конструкций и устанавливает специальные требования к проектированию, обеспечивающие сейсмостойкость элементов обделок, порталов, подпорных стенок и других конструкций при землетрясениях расчетной балльности.
1.3. Проекты тоннельных сооружений следует разрабатывать исходя из расчетной сейсмичности тоннельных конструкций, устанавливаемой по табл.1.
Таблица 1
Конструкции | Расчетная сейсмичность тоннельных конструкций | |||
6 | 7 | 8 | 9 | |
1. Тоннели длиной свыше 500 м на железных дорогах I-й и II-й категорий, а также особо ответственные тоннели и тоннельные сооружения | 7 | 8 | 9 | 9 |
2. Тоннели длиной 500 м и менее на железных дорогах I-й и II-й категорий и свыше 500 м на остальных дорогах, а также ответственные тоннельные сооружения (стволы шахт, подходные выработки, используемые для тоннелей и тоннельных сооружений) | - | 7 | 8 | 9 |
3. Портальные подпорные стены и тоннельные сооружения, расположенные вне трассы (штольни и т.п.), разрушение которых при повышенной балльности не отразится на целостности сооружений по пп.1 и 2 данной табл. | - | - | 7 | 8 |
Примечания.
1. Понятие "площадка строительства" означает: для припортальных участков - местоположение порталов, для тоннеля - породный массив по трассе тоннельного перехода.
2. Расчетную сейсмичность конструкций тоннелей допускается уточнять по согласованию с утверждающей проект инстанцией на основании специальных исследований и сравнения стоимости вариантов с учетом возможных последствий землетрясений.
1.4. Сейсмичность района или пункта строительства следует определять по указаниям главы СНиП по строительству в сейсмических районах.
1.5. Уточнение сейсмичности площадки строительства в зависимости от местных инженерно-геологических условий проводится на основании карт сейсмического микрорайонирования или микрорайонирования, проводимого с помощью инструментальных наблюдений. Результаты сейсмического микрорайонирования должны являться составной частью задания на проектирование.
1.6. Для микрорайонирования заглубленных участков тоннельного перехода в инженерно-геологической характеристике грунтов по трассе тоннеля, определяемой в процессе изысканий, дополнительно к требованиям действующих инструкций по инженерно-геологическим изысканиям должны быть отражены следующие данные:
а) мощность напластований грунтов, окружающих тоннель, и коренных грунтов, а также их сейсмическая жесткость (произведение скорости распространения сейсмических волн на плотность);
б) статистические характеристики колебаний массива (скорость распространения сейсмических волн, преобладающий период, ожидаемая амплитуда);
в) наличие и характеристика тектонических нарушений в районе строительства;
г) активность и направленность тектонических движений;
д) крутизна и устойчивость склонов, косогоров и возможность возникновения в них оползневых явлений.
1.7. Порядок проведения сейсмического микрорайонирования определяется в соответствии со специальной инструкцией по сейсмомикрорайонированию.
1.8. При проектировании тоннелей протяженностью 500 и более метров, расположенных в районах, сейсмичность которых превышает 9 баллов, следует разрабатывать дополнительные антисейсмические мероприятия, для чего целесообразно привлекать специализированные проектные и научно-исследовательские организации.
1.9. В проектах тоннелей для районов сейсмичностью 8 баллов и более следует предусматривать установку сейсмометрической аппаратуры, а также устройство помещений инженерно-сейсмометрических станций и смотровых приспособлений для регистрации колебаний элементов обделки и окружающего массива.
2.1. При выборе трассы тоннельного перехода следует отдавать предпочтение вариантам, предусматривающим заложение тоннелей в однородных по сейсмической жесткости грунтах, избегать участков повышенной трещиноватости, с резким изменением топографии над тоннелем, зон тектонических разломов, часто приуроченных к перевальным седловинам, а также склонов, особенно сложенных слабыми и несцементированными грунтами.
2.2. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение вариантам с более глубоким заложением тоннелей.
2.3. При проектировании тоннельных конструкций следует предусматривать конструктивные антисейсмические мероприятия в соответствии с общими принципами обеспечения сейсмостойкости, изложенными в строительных нормах и правилах по проектированию сооружений для сейсмических районов.
2.4. Пересечение тоннелем действующих тектонических дислокаций следует осуществлять вкрест их простиранию с применением соответствующих конструктивных решений.
2.5. В сейсмически активных районах при расчетной сейсмичности 7 и более баллов обязательно применение обделки. При расчетной сейсмичности тоннелей 8 и более баллов обязательно применение замкнутой обделки. Конструкция обделки должна выбираться в соответствии с инженерно-геологическими условиями местности и обосновывается расчетом.
2.6. При расчетной сейсмичности тоннеля 7 баллов в качестве постоянной обделки в прочных грунтах допускается применение набрызгбетона в сочетании с анкерами. Конструкция анкеров должна обеспечивать их сцепление с грунтом по всей длине и иметь равную долговечность с бетоном обделки.
2.7. Для компенсации продольных деформаций обделки по длине тоннеля следует устраивать антисейсмические швы, расстояние между которыми , м, определяется по формуле
, (1)
где - скорость продольных сейсмических волн в грунте, м/с (приложение 1);
- преобладающий период сейсмических колебаний массива, определяемый в процессе изыскания, с;
- возможная максимальная амплитуда колебаний массива, см, определяемая в процессе изысканий или для предварительных расчетов по графику рис.1;
- допускаемое конструкцией шва продольное смещение смежных участков тоннеля относительно друг друга, см.
Примечания:
1. При отсутствии количественных характеристик расстояние между антисейсмическими швами в слабых грунтах следует принимать равным 20 м, в скальных - 30 м.
2. Максимальные расстояния между антисейсмическими швами не должны превышать 40 м для бетонных и железобетонных монолитных обделок, при этом следует совмещать антисейсмический шов с деформационным.
Рис.1. Соотношение амплитуд смещений и периодов при колебаниях грунта,
вызванных землетрясениями интенсивностью 6-9 баллов
2.8. Конструкция антисейсмического шва должна допускать взаимные продольные смещения смежных участков обделки при деформациях без силового воздействия элементов обделки друг на друга. В случае необходимости следует предусматривать мероприятия по гидроизоляции или осушению обделки тоннеля.
2.9. В местах пересечения тоннелем тектонических трещин следует устраивать дополнительные антисейсмические швы.
2.10. В местах примыкания к тоннелю камер и других подземных выработок (дренажные и вентиляционные штольни и пр.) между этими сооружениями и тоннелем должны предусматриваться антисейсмические швы, которые могут быть совмещены с деформационно-осадочными швами.
2.11. Участки тоннеля в зоне тектонических трещин, прилегающие к антисейсмическим (деформационным) швам, следует усиливать конструктивным армированием. Общую длину участков усиления обделки ориентировочно определяют на основе анализа данных инженерно-геологических, гидрогеологических и сейсмотектонических изысканий и уточняют дополнительно в период строительства.
2.12. В железобетонных конструкциях в качестве рабочей (расчетной) арматуры следует применять стержневую арматуру из стали класса Ас-II марки 10ГТ диаметром 10-32 мм по ГОСТ 5781-75. Допускается применение арматурной стали класса A-III марки 25Г2С диаметром 6-40 мм по ГОСТ 5781-75. В качестве нерасчетной арматуры разрешается применять сталь A-I и A-II по ГОСТ 5781-75 и ГОСТ 380-71* марок ВСт3сп2, ВСт3пс2, ВСт3Гпс2, ВСт5сп2 и ВСт5пс2.
______________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ 5781-82. - Примечание изготовителя базы данных.
Марки сталей для закладных элементов железобетонных конструкций следует принимать по нормам проектирования железобетонных конструкций.
2.13. Поперечное сечение обделок на прилегающих с обеих сторон к тектоническим трещинам участках следует увеличивать в среднем на 10%. Длина таких участков должна быть в пределах 5 наибольших поперечных размеров выработки.
В техническом проекте предварительное количество участков назначают по данным инженерно-геологических изысканий и уточняют по их фактическому местоположению в процессе проходки опережающих разведочных штолен, скважин и т.п.
2.14. При устройстве обделок незамкнутого поперечного сечения следует обеспечить конструктивную заделку нижней части стен.
2.15. В районах сейсмичностью 8 и 9 баллов на припортальных участках тоннелей, где налегающая толща грунта менее трех наибольших размеров поперечного сечения выработки, следует применять железобетонные обделки. В особо сложных инженерно-геологических и гидрогеологических условиях при соответствующем обосновании допускается применение обделок из чугуна.
2.16. Элементы сборных обделок необходимо соединять между собой связями растяжения в плоскости поперечного сечения тоннеля (армирование стыков, сварка закладных частей в радиальных стыках железобетонной блочной обделки, установка болтовых соединений и т.п.).
3.1. Расчет тоннельных обделок на сейсмические воздействия следует проводить по первой группе предельных состояний.
3.2. Расчеты проводятся на основные сочетания нагрузок, особые сочетания нагрузок, состоящие из постоянных, длительных, возможных кратковременных и одной из особых (кроме сейсмических) нагрузок; особое сочетание, состоящее из постоянных, длительных нагрузок и сейсмического воздействия.
3.3. Рассчитывать конструкции тоннелей на сейсмические воздействия следует с учетом свойств окружающих обделку грунтов и конструкции обделки методами теории упругости или строительной механики.
3.4. Порядок расчетов с учетом сейсмических воздействий следующий:
уточняют сейсмичность площадки строительства тоннеля;
выбирают расчетную сейсмичность конструкций тоннеля согласно табл.1;
тоннель разбивают на отдельные участки в зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий и типов применяемой обделки для каждого из участков;