ОДМ 218.1.001-2005
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и применению документов технического
регулирования в сфере дорожного хозяйства
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН: Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 "Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ
2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом технического регулирования от 01.07.2005 N 04/64
3. ВНЕСЕН: Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства
4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "__" _______ 2005 года N____*
______________
* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
б) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
в) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
г) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
д) ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
е) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).
Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
- технические регламенты (общие и специальные);
- национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты организаций;
- акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
Технические регламенты принимаются только в целях:
- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.
г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
и)* В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".
Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.
к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.
Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве
Таблица 1