§ 6. Для перевозки сжиженных газов в СССР применяются цистерны с верхним наливом и сливом (рис.1).
Рис.1. Железнодорожный вагон-цистерна для перевозки сжиженных углеводородных газов.
1 - четырехосная платформа, 2 - сосуд со сферическими днищами,
3 - предохранительный колпак, 4 - площадка с поручнями, 5 - стяжные хомуты,
6 - лестницы, 7 - узел манометродержателя, 8 - лапы крепления
Цистерна представляет собой сварной цилиндрический сосуд со сферическими днищами 2, расположенный на четырехосной платформе 1. В верхней части цистерны по вертикальной оси симметрии имеется люк-лаз с внутренним диаметром 450 мм. Крышка люка выполнена в виде плоского фланца, на котором расположены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля слива-наливных операций.
Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм, высотой 426 мм с отверстием для выпуска газа в случае срабатывания предохранительного клапана.
Для обслуживания арматуры при сливе и наливе и для проверки ее состояния на цистерне укреплена площадка с поручнями 4 и лестницами 6 по обе стороны цистерны. Сосуд цистерны крепится к раме железнодорожной платформы стяжными хомутами 5 и к хребтовой балке лапами 8. Платформа оборудована автосцепкой, стояночным тормозом и автотормозом с рычажной передачей.
§ 7. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 (рис.2), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу при давлении в цистерне, превышающем рабочее более чем на 15%.
Рис. 2. Расположение арматуры на крышке люка железнодорожной цистерны.
1 и 10 - вентили для контроля опорожнения, 2 и 3 - вентили для контроля уровня наполнения,
4 и 9 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа, 5 - карман для термометра,
6 - угловой вентиль для отбора и подачи паровой фазы сжиженного газа,
7 - предохранительный клапан, 8 - дренажный вентиль
§ 8. По обе стороны предохранительного клапана по продольной оси цистерны установлены два угловых сливо-наливных вентиля 4 и 9 (см. рис.2), которые через скоростные клапаны 1 (рис.3) соединены со сливо-наливными трубами.
Рис.3. Схема расположения сливо-наливных и уравнительного вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны.
1 - скоростные клапаны, 2 и 4 - сливо-наливные угловые вентили, 3 - угловой уравнительный вентиль,
5 - крышка люка, 6 - патрубок люка, 7 - труба для отбора и подачи паров сжиженного газа,
8 - сливо-наливные трубы, 9 - поддон сосуда цистерны, 10 - труба дренажная, 11 - карман для термометра
Для отбора из цистерны и подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой уравнительный вентиль 6 (см. рис.2), соединенный через скоростной клапан с паровым пространством сосуда цистерны. Сливо-наливные и уравнительный вентили снабжены заглушками, имеющими в резьбе предохранительное отверстие, через которое в случае неисправности вентиля при отворачивании заглушки выходит сжиженный газ; боковые штуцеры вентилей имеют левую резьбу.
§ 9. Для контроля за уровнем наполнения цистерны сжиженными газами служат вентили 2 и 3 (см. рис.2). Трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне верхнего налива цистерны, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный цвет, - на предельном уровне налива, т.е. на 30 мм выше (рис.4).
Рис. 4. Схема расположения вентилей для контроля уровня налива
и слива сжиженного газа в железнодорожной цистерне.
1 - вентиль предельного уровня налива с маховиком красного цвета,
2 - вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета,
3 - вентиль газовый для опорожнения трубки вентиля контроля слива,
4 - вентиль контроля слива, 5 - дренажный вентиль, 6 - крышка люка,
7 - патрубок люка, 8 - предельный уровень налива сжиженного газа,
9 - нижний уровень слива, 10 - низ сосуда цистерны