Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51814.6-2005 Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Менеджмент качества при планировании, разработке и подготовке производства автомобильных компонентов

     5 Планирование, разработка концепции и плана обеспечения качества продукции (этап I)

5.1 Цель этапа I

Цель этапа - обеспечение ясного понимания потребностей и ожиданий потребителей и планирование всего APQP-процесса.

Этап представляет собой процесс, имеющий входы, описанные в 5.2, и выходы, описанные в 5.3.

Входы и выходы этапов APQP-процесса могут видоизменяться в зависимости от конкретного типа продукции, производственного процесса, потребностей и ожиданий потребителей.

5.2 Входы этапа I

Входами на этапе I является следующая информация:

- общая информация или "голос потребителя" (данные по исследованию рынка, накопленная информация о гарантиях и качестве, опыт членов команды);

- стратегия бизнес-плана и маркетинга;

- данные об опорных показателях продукции/процессов конкурентов;

- предположения о продукции/процессах;

- данные по исследованию надежности продукции;

- информация от конкретных потребителей.

5.2.1 APQP-команде следует использовать все доступные источники информации для более полного понимания и формулирования потребностей/пожеланий потребителя.

Общая внешняя информация: опросы, анкетирование, письма, пожелания и претензии потребителей; комментарии и анализ средств массовой информации; отчеты по исследованию рынка и положению на рынке данного вида продукции и данного предприятия.

Информация от внешних заинтересованных организаций: от дилеров, служб сервиса, автопарков, автоинспекций.

Информация от предприятий-потребителей: возвраты и отклонения в производстве у потребителя; оценки поставщиков со стороны потребителя; данные потребителя о структурировании функций качества систем, подсистем для данного компонента, технические требования.

Официальная информация: государственные нормы, технические регламенты, обязательные требования.

Собственная информация: комментарии и указания руководства, предложения персонала, проблемы и задачи, сообщенные внутренними подразделениями-потребителями; анализ контракта, отчеты о гарантийном обслуживании; показатели возможностей технологических процессов, отчеты о решении проблем, анализ возвратов продукции из эксплуатации; отчеты об изучении качества и надежности новой продукции; отчеты о внутренних проверках систем менеджмента качества; накопленная информация о потребностях/пожеланиях потребителя.

5.2.2 Стратегия бизнес-плана и маркетинга

Стратегия, заложенная в бизнес-плане потребителя, устанавливает рамки для APQP-программы. В бизнес-плане могут быть установлены ограничения (например по срокам, затратам, инвестициям, позиционированию продукции, ресурсам для проектирования и разработки и т.д.), которые повлияют на выбор направления работ APQP-команды. Стратегия маркетинга - определить целевого потребителя, ключевые позиции продаж и основных конкурентов.

5.2.3 Данные об опорных показателях продукции/процессов

Использование системного подхода для определения критериев эффективности продукции/процессов на основе опорных показателей позволяет установить цели по эффективности продукции/процессов. При проектировании и разработке также могут быть определены опорные показатели и концептуальные идеи. Для успешного использования опорных показателей необходимо выполнение следующих действий:

- определение подходящих опорных показателей;

- выявление причин различий между собственным достигнутым уровнем качества и опорным показателем;

- разработка плана действий, чтобы устранить различия, достигнуть или превзойти опорный показатель.

5.2.4 Предположения о продукции/процессах

Предположения о свойствах продукции, ее конструкции или о концепциях процессов включают в себя технические новшества, перспективные материалы, оценки надежности и новой технологии.

5.2.5 Данные по исследованию надежности продукции