Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 18436-2-2005 Контроль состояния и диагностика машин. Требования к обучению и сертификации персонала. Часть 2. Вибрационный контроль состояния и диагностика

     4 Классификация персонала в области вибрационного контроля состояния и диагностики машин

4.1 Общие положения

Кандидат может претендовать на сертификацию по одной из категорий, установленных в настоящем стандарте, в зависимости от его квалификации. Им должна быть продемонстрирована компетентность в вопросах вибрационного контроля состояния машин и диагностики в пределах соответствующей классификационной категории, как указано в приложении А, и в соответствии со стандартами, перечисленными в приложении В.

4.2 Категория I

Лицо, удовлетворяющее требованиям Категории I, должно уметь выполнять простейший одноканальный контроль состояния машин и их диагностику в соответствии с ИСО 17359 и ИСО 13373-1. На него не может быть возложена ответственность, например, за выбор датчиков или метод анализа, а также за оценку результатов испытаний, за исключением определения состояния, когда измеренное значение превышает предварительно установленные пределы. Это лицо должно уметь:

a) работать с переносной аппаратурой по установленному и запрограммированному маршруту;

b) собирать данные со стационарно установленных средств измерений;

c) вводить результаты в базу данных и загружать программу прохождения маршрута с компьютера;

d) проводить испытания в установившемся режиме работы машины согласно описанной процедуре;

e) распознавать отсутствие сигнала в цепи измерения;

f) сравнивать общий уровень вибрации или один из ее параметров с предварительно установленными значениями для предупреждения предаварийной ситуации.

4.3 Категория II

Лицо, сертифицированное по Категории II, является квалифицированным специалистом, который должен уметь выполнять измерения вибрации машин и базовые процедуры анализа результатов одноканальных измерений (с использованием или без использования датчика фазы). От него требуется владение знаниями и навыками, которыми обладает специалист Категории I, и, кроме того, это лицо должно уметь:

a) выбирать соответствующий метод измерений вибрации машины;

b) устанавливать требуемые разрешения по амплитуде, времени и частоте измерительной аппаратуры;

c) выполнять базовый анализ вибрации машины и ее частей (валов, подшипников, зубчатых передач, вентиляторов, насосов, двигателей) по измеренному спектру вибрации;

d) вести базу данных результатов измерений с отслеживанием их изменений;

e) выполнять простые испытания на удар для определения собственных частот (с использованием одноканальной измерительной системы);

f) классифицировать, интерпретировать и давать оценку результатам испытаний (включая приемочные испытания) на соответствие требованиям технических условий и стандартов;

g) давать рекомендации относительно небольших корректирующих действий;

h) понимать принципы одноплоскостной балансировки на месте установки машины;

i) понимать причины и последствия неправильных измерений.

4.4 Категория III

Лицо, сертифицированное по Категории III, обладает достаточной квалификацией, чтобы составлять и реализовывать (в качестве руководителя или исполнителя) программы вибрационного контроля состояния и диагностики машин в соответствии с ИСО 17359 и ИСО 13373-1. От него требуется владение знаниями и навыками, которыми обладают специалисты Категорий I и II, и, кроме того, это лицо должно уметь:

a) выбирать соответствующий метод анализа вибрации машины;

b) определять требуемое аппаратурное и программное обеспечение системы измерения вибрации - как стационарной, так и переносной;

c) выполнять измерения и проводить диагностирование на основе спектрального анализа или представления данных во временной области (по форме сигнала или орбите движения заданной точки машины) как в установившемся, так и в переходном режимах работы машины с использованием и без использования сигнала с датчика фазы;

d) составлять программы вибрационного контроля, включая определение режима контроля для данной машины (периодический и непрерывный), частоту проведения испытаний, планы маршрутов;

e) устанавливать правила определения допустимых уровней вибрации и приемочные критерии для машин, вводимых в эксплуатацию;

f) проводить измерения и анализ основных форм изгибных колебаний;