3.4.1 Трубы и примыкающие к ним участки газоходов регулярно подвергаются текущему и капитальному ремонту, реконструкции. Во время ремонта устраняются повреждения, возникающие вследствие следующих причин:
- стихийного бедствия или аварии (землетрясения, бури, ударов молнии, взрыва газовой смеси при неполном сгорании топлива, хлопка, возгорания золовых отложений и др.);
- неблагоприятного длительного воздействия окружающей и технологической сред;
- развития скрытых дефектов, возникающих в процессе некачественного приготовления материалов, из-за нарушений технологии выполнения монтажно-строительных работ, отступлений от проекта или неудачных проектных решений;
- изменения или несоответствия режимов эксплуатации условиям, заложенным в проекте.
3.4.2 При текущем ремонте выполняются профилактические работы или работы по устранению мелких повреждений в целях предохранения конструкций труб от дальнейших разрушений. В первую очередь устраняются повреждения, создающие опасность для жизни людей, целостности сооружения.
3.4.3 При капитальном ремонте выполняются работы по устранению или замене изношенных конструкций или их отдельных частей (усиление или наращивание несущего ствола, газоотводящих стволов, замена футеровки, звеньев лестниц, конструкций светофорных площадок, ремонт фундамента и ствола трубы).
3.4.4 Эффективность ремонтных работ существенно зависит от квалифицированного определения причин образования дефекта и эффективности выбранного способа их устранения, поэтому в целях определения объема и глубины ремонта производится наружное и внутреннее обследование трубы с использованием соответствующих инструментов.
3.4.5 При наружном обследовании железобетонных дымовых труб проверяется крен трубы (см. приложение Д), наличие вертикальных и горизонтальных трещин на наружной поверхности ствола, перемычек над проемами в стенке трубы, сколов бетона, оголения и потери устойчивости вертикальной арматуры, мест отслаивания, участков крупнопористого бетона, состояние швов бетонирования, мест фильтрации конденсата и прочность бетона.
3.4.6 При внутреннем обследовании части футеровки обращается особое внимание на: наличие в футеровке разрушений кирпича и раствора от химической коррозии, выпадения кирпича, вертикальных и косых трещин, выпучин и впадин, сквозных отверстий и щелей (в том числе и предусмотренных проектом); состояние компенсационных зазоров в узлах сопряжений отдельных звеньев футеровки и разделительной стенки рассекателя; износ и разрушения оголовков трубы; случаи усадки, отслоения и разрушения теплоизоляции.
3.4.7 При осмотре металлоконструкций (лестниц, светофорных площадок, тяг, подвесок, деталей конструкций и молниезащиты, каркаса и опор газоходов, стволов, шиберов, компенсаторов, газовзрывных клапанов) следует уделять внимание выявлению нарушений антикоррозионных покрытий, определению участков и размера коррозии металла, дефектов сварных швов, повреждений в узлах сопряжения звеньев ходовых лестниц, мест креплений.
3.4.8 Обнаруженные повреждения наносятся на карту повреждений, оформляются, как правило, соответствующими актами, которые прикладываются к паспорту трубы (приложение Е).
3.4.9 Во время наружных и внутренних осмотров могут проводиться операции неразрушающего контроля, измерения тепловлажностных, газовых и аэродинамических режимов по тракту от тепловых агрегатов до трубы, в стволе трубы и в зазоре между стволом и футеровкой или межтрубном пространстве, значения сопротивления контуров молниезащиты. Результаты испытаний и измерений также оформляются документами, которые прикладываются к паспорту трубы.
3.4.10 В процессе выполнения работ по текущему и капитальному ремонту, реконструкции, модернизации контролируется качество используемых материалов, соблюдение технологической дисциплины, соответствие объема и назначения производимых операций проектным решениям и заданиям на ремонт или реконструкцию.
3.4.11 При выполнении работ по бетонированию железобетонной обоймы существующей или надстраиваемой части ствола обращается внимание на качество, плотность, однородность структуры бетона, соблюдение проектной прочности, своевременность укладки, отсутствие пустот и раковин (особенно вблизи швов бетонирования), качество обработки (очистки от цементной пленки) постели перед укладкой бетона.
3.4.12 Бетонирование в зимних условиях производится при разности температур воздуха внутри трубы и воздуха между трубой и тепляком не более 10 °С.
3.4.13 При перекладке футеровки обращается внимание на горизонтальность рядов, правильность перевязки швов кладки, толщину и полноту их заполнения, наличие затирки и расшивки швов, качество торкрет-бетона, правильность выполнения узлов сопряжения звеньев футеровки (обеспечение необходимых компенсационных зазоров), не допускается в футеровке незаделанных и некачественно заделанных гнезд, засорение раствором и другими материалами зазора между футеровкой и стволом.
3.4.14 После выявления дефектов, их оценки и классификации приемочная комиссия, как правило, дает заключение о необходимом объеме ремонта, возможности эксплуатации (в том числе временной с указанием срока) при наличии некоторых (обязательно перечисляемых) дефектов, о необходимости реконструкции трубы.