Статус документа
Статус документа

СО 153-34.21.408-2003 Рекомендации по приемке строительства, реконструкции и ремонта дымовых труб тепловых электростанций и котельных

     1.1 Понятие дефекта, категория дефектов, оценка состояния трубы


Дефект дымовой трубы определяется как одиночное или совокупное отклонение качества, формы, фактических размеров конструкций, их элементов и материалов от требований нормативных документов или проектов, возникающее при проектировании, изготовлении, возведении или монтаже, и проявляется в виде повреждений, возникающих при эксплуатации вследствие механических (силовых, температурно-влажностных), химических или комбинированных воздействий.

Повреждения от силовых воздействий возможны вследствие превышения расчетных значений внутренних усилий в элементах конструкций из-за несоответствия реальных условий работы конструкций расчетам. Они возникают также из-за неверных расчетов, применения некачественных, нерасчетных строительных материалов, нарушения технологии возведения труб, местных разрушений и проявляются в виде разрывов, трещин, сколов кирпича, бетона с выпучиванием продольной арматуры, а также в форме чрезмерных деформаций элементов сооружения (искривления оси ствола, кренов и осадок фундаментов, выпучивания и искривления участков стен и футеровки ствола и газоходов, прогибов перекрытий и др.).

Повреждения от температурно-влажностных воздействий (например, вследствие неверно осуществленного режима разогрева перед сушкой или собственно сушки) проявляются в образовании вертикальных, а в верхней части железобетонных дымовых труб и горизонтальных трещин, в отслоении кирпича и бетона лещадками преимущественно в местах применения материалов невысокой морозостойкости и их чрезмерного увлажнения атмосферными осадками, выбросами пара, технических вод и др. Степень повреждения конструкций характеризуется шириной раскрытия и длиной трещин, площадью деструктивных разрушений конструкций фундамента, ствола, футеровки.

Повреждения от химических воздействий возникают в результате действий агрессивных сред; они проявляются в виде химической и электрохимической коррозии бетона, кирпича, металлов, связующих материалов, разрушения защитных покрытий и являются наиболее опасными, так как вызывают наибольшие разрушения. Скорость их проявления заметно увеличивается при нарушении технологии возведения трубы, применении некачественных или нерасчетных материалов или технологий.

Степень коррозионного повреждения характеризуется скоростью проникновения коррозии (в миллиметрах в год) по толщине поперечного сечения элементов, а также площадью поражения конструкций.

Дефекты и повреждения конструкций дымовых труб в зависимости от их опасности и значимости рассматриваемого конструктивного элемента для сохранения эксплуатационной пригодности сооружения в целом делятся на три категории: А, Б и В.

К категории А относятся дефекты и повреждения особо ответственных конструкций, их элементов и соединений, представляющие непосредственную опасность разрушения (крены фундаментов и искривления оси ствола; разрушения участков футеровки; деформации, трещины и разрывы основных элементов; потеря устойчивости продольной арматуры; местные прогибы и вмятины стенок металлических труб, выходящие за пределы нормативов; срез сварных швов, болтов или заклепок в местах сопряжения основных элементов и др.).

При обнаружении повреждения, относящегося предположительно к категории А заключение о техническом состоянии и пригодности к дальнейшей эксплуатации конструкции или ее элемента выполняется представителями специализированных организаций. Если в результате их заключения выявленное повреждение будет отнесено к категории А, то процесс приемки конструкции или ее части (а в случае обследования уже эксплуатируемой конструкции ее следует вывести из эксплуатации) прерывается до выполнения необходимого ремонта или устранения дефекта. Заключение специализированной организации фиксируется в приемочных документах или вносится в журнал технической эксплуатации сооружения.

К категории Б относятся дефекты и повреждения конструкций, не представляющие в момент обследования непосредственной опасности для конструкции или сооружения в целом, но способные в дальнейшем вызвать повреждения других элементов или при их развитии перейти в категорию А (трещины, отслоения кирпича и бетона, коррозия бетона и металлических элементов, частичные повреждения сварных, болтовых, заклепочных соединений и др.).

К категории В относятся дефекты и повреждения локального характера, которые при последующем развитии не могут оказать влияние на основные элементы и конструкции (повреждения вспомогательных элементов, лестниц, ограждений, площадок и др.).

В зависимости от наличия дефектов и повреждений в элементах конструкций, категории, в которой они относятся, и условий эксплуатации техническое состояние дымовых труб классифицируется как:

- исправное: все элементы трубы удовлетворяют требованиям действующих нормативных документов и проектной документации;

- работоспособное: удовлетворяются требования обеспечения производственного процесса и правил техники безопасности, однако имеются частичные нарушения требований действующих нормативных документов или проектной документации;

- ограниченно работоспособное: возможно функционирование трубы при определенных эксплуатационных ограничениях и проведении специальных мероприятий по контролю за состоянием конструкций, параметрами технологического процесса, нагрузками и воздействиями;

- неработоспособное (аварийное): возможна потеря несущей способности элементов или сооружения в целом, другие разрушения, исключающие возможность эксплуатации трубы.

Дефекты и повреждения промышленных труб категории В и отдельные повреждения ограниченного развития категории Б допускается устранять по технической документации, разработанной проектно-конструкторскими подразделениями заказчика по согласованию с авторами проекта.

Дефекты и повреждения категории А и повреждения категории Б, способные при дальнейшем развитии перейти в категорию А, устраняются в соответствии с технической документацией.