3.2.1. При определении меры живучести роторов контролируются следующие повреждаемые элементы (зоны):
ЦПР (осевой канал);
диски первых наиболее высокотемпературных ступеней РВД и РСД, включая пазы для крепления лопаток, обода, полотна, придисковые галтели, поверхности в районе разгрузочных отверстий;
тепловые канавки концевых, диафрагменных и промежуточных уплотнений, расположенных в зоне ротора с температурой металла выше 400 °С;
полумуфты, включая отверстия под соединительные болты;
упорные гребни;
шейки;
поверхность масляных уплотнений;
остальная поверхность ротора.
3.2.2. Для контроля повреждаемых зон используются следующие технологии:
ВК;
ВДК;
УЗК;
МПД;
ВТК;
ДАО-контроль;
ММ;
измерение твердости (НВ);
контроль биения полумуфт, шеек, гребней ротора;
контроль дефектов упорных гребней;
контроль дефектов шеек;
контроль износа поверхности в зоне масляных уплотнений.
Объем и сроки проведения эксплуатационного контроля элементов (зон) роторов определяются в зависимости от их КО (разд.5).
В качестве браковочного уровня при проведении дефектоскопического контроля принимается глубина поверхностных дефектов для любой зоны ротора 1 мм, а для дефектов, не выходящих на поверхность и выявляемых методами УЗК, - значение эквивалентного диаметра 2 мм. Расчетные оценки для большинства типов роторов показали, что в дефектах таких размеров при всех плановых режимах эксплуатации турбин реализуется КИН, не превышающий пороговые значения (К1п, К1ц) для роторных сталей.
Возможность дальнейшей эксплуатации ротора с выявленными дефектами и ее продолжительность должны определяться расчетом времени до разрушения. Расчетами, выполненными для многих типов роторов с использованием характеристик трещиностойкости, установлено, что время живучести, определенное как время развития трещины от браковочного уровня до допустимого размера, составляет не менее 30000 ч работы турбины в базовом режиме (не менее межремонтного периода). Такой подход может быть также применен при выработке ротором своего расчетного ресурса, но при отсутствии трещин.
Технологии контроля состояния роторов, цели и задачи контроля следующие.
3.2.3. Визуальный контроль