Статус документа
Статус документа

СО 153-34.17.456-2003 Методические указания по оценке живучести оборудования тепловых электростанций

3.2. Технологии контроля состояния роторов

     

3.2.1. При определении меры живучести роторов контролируются следующие повреждаемые элементы (зоны):

ЦПР (осевой канал);

диски первых наиболее высокотемпературных ступеней РВД и РСД, включая пазы для крепления лопаток, обода, полотна, придисковые галтели, поверхности в районе разгрузочных отверстий;

тепловые канавки концевых, диафрагменных и промежуточных уплотнений, расположенных в зоне ротора с температурой металла выше 400 °С;

полумуфты, включая отверстия под соединительные болты;

упорные гребни;

шейки;

поверхность масляных уплотнений;

остальная поверхность ротора.

3.2.2. Для контроля повреждаемых зон используются следующие технологии:

ВК;

ВДК;

УЗК;

МПД;

ВТК;

ДАО-контроль;

ММ;

измерение твердости (НВ);

контроль биения полумуфт, шеек, гребней ротора;

контроль дефектов упорных гребней;

контроль дефектов шеек;

контроль износа поверхности в зоне масляных уплотнений.

Объем и сроки проведения эксплуатационного контроля элементов (зон) роторов определяются в зависимости от их КО (разд.5).

В качестве браковочного уровня при проведении дефектоскопического контроля принимается глубина поверхностных дефектов для любой зоны ротора 1 мм, а для дефектов, не выходящих на поверхность и выявляемых методами УЗК, - значение эквивалентного диаметра 2 мм. Расчетные оценки для большинства типов роторов показали, что в дефектах таких размеров при всех плановых режимах эксплуатации турбин реализуется КИН, не превышающий пороговые значения (К1п, К1ц) для роторных сталей.

Возможность дальнейшей эксплуатации ротора с выявленными дефектами и ее продолжительность должны определяться расчетом времени до разрушения. Расчетами, выполненными для многих типов роторов с использованием характеристик трещиностойкости, установлено, что время живучести, определенное как время развития трещины от браковочного уровня до допустимого размера, составляет не менее 30000 ч работы турбины в базовом режиме (не менее межремонтного периода). Такой подход может быть также применен при выработке ротором своего расчетного ресурса, но при отсутствии трещин.

Технологии контроля состояния роторов, цели и задачи контроля следующие.

3.2.3. Визуальный контроль