9.1. Общие положения
9.1.1. Целью обследования ОУ является получение исходных данных для разработки ТЭО, задания на проектирование (ТЗ на создание АСУД), технического и рабочего проектирования структурно-алгоритмической части, расчета режимов работы отдельных перекрестков и ПК, анализа эффективности работы системы.
9.1.2. Обследование ОУ (табл.9, 10) проводится на стадиях предпроектных работ (I этап), внедрения (II этап) и анализа функционирования (III этап).
Таблица 9
Этап обсле- дования | Стадия разработки, на которой проводится обследование | Измеряемая характеристика | Стадия разработки, на которой используются результаты обследования |
I | Предпроектные работы | Интенсивность ТП (по составу) за 12-16 ч Интенсивность пешеходного движения (при необходимости проведения расчетов режимов регулирования по интенсивности пешеходных потоков) за 8 ч наиболее интенсивного пешеходного движения | Предпроектные работы - выбор мероприятий по улучшению организации движения, повышению пропускной способности перекрестка и уменьшению задержек, определение типа устройства, устанавливаемого на перекрестке (ДКЛ, ДКМ4-4, ДКМ2С-4), составление ТЭО (по усмотрению заказчика) |
Технорабочий проект - проектирование схемы организации движения, определение уставок управления, расчет экономической эффективности | |||
II | Внедрение | Средняя задержка ТЕ | Внедрение - уточнение уставок управления. Получение показателей эффективности до и после внедрения устройства при скорректированной схеме организации движения для определения экономического эффекта от внедрения |
III | Анализ функционирования | Средняя задержка ТЕ | Анализ функционирования - получение показателей эффективности на стадии промышленной эксплуатации (через год и более после внедрения), определение экономического эффекта от внедрения |
Таблица 10
Этап обсле- дования | Стадия разработки, на которой проводится обследование | Измеряемая характеристика | Стадия разработки, на которой используются результаты обследования |
I | Предпроектные работы | Интенсивность ТП (по составу) за 12-16 ч на каждом перекрестке Скорость (время) движения по перегонам, на которых предполагается координация управления Интенсивность пешеходного движения (если есть необходимость) за 8 ч наиболее интенсивного пешеходного движения | Предпроектные работы - определение мероприятий по улучшению организации движения, выбор района управления, анализ существующих и разработка перспективных схем организации движения с учетом возможностей средств АСУД и перспектив развития движения в районе управления, предварительный выбор типа ДК, определение мест установки УЗН, составление ТЭО, разработка технического задания на создание АСУД и (или) задания на проектирование. Технический, технорабочий, рабочий проекты - уточнение схем организации движения, типа и количества оборудования, расчет ожидаемой экономической эффективности. |
II | Внедрение | Те же характеристики, а также интенсивности разгрузки очередей на отдельных перекрестках (при необходимости) после проведения мероприятий по улучшению организации движения при включении и отключении управляющего пункта АСУД (для измерений скорости) | Внедрение - определение оптимальных циклов, фаз и уставок для всех ДК (местные режимы управления) и расчет ПК, уточнение уставок, ПК по результатам экспериментальной проверки, получение показателей эффективности до и после внедрения АСУД для определения экономической эффективности |
III | Анализ функционирования | Те же характеристики при действующей АСУД | Анализ функционирования - получение показателей эффективности при внедренной АСУД для определения экономического эффекта от внедрения на стадии промышленной эксплуатации системы (через год и более после внедрения АСУД) |
Для технического и рабочего проектирования используются результаты I этапа обследования ОУ, однако, если объем или качество имеющихся статистических данных является недостаточным для проектирования АСУД или в предполагаемом районе управления произошли существенные изменения (открылись новые или реконструированы старые улицы, введено одностороннее движение или ограничение движения по ряду улиц и т.п.), то в период проектирования проводятся дополнительные обследования.
9.1.3. Мероприятия по улучшению организации движения на перекрестке или в районе управления определяются заказчиком параллельно с решением основных задач, касающихся внедрения АСУД.
К таким мероприятиям относятся для перекрестка: разметка проезжей части; установка дорожных знаков; расширение проезжей части, устранение узких мест, устройство дополнительной полосы; перенесение остановок пассажирского транспорта и др.; для района управления (кроме указанных мероприятий): введение одностороннего движения; ограничение движения отдельных видов транспорта, выделение специальных полос для движения транспортных средств общего пользования и др. (приложение 5).
9.2. Порядок обследования
9.2.1. Обследование включает в себя подготовку исходных данных по перекрестку или предполагаемому району управления; определение работ по измерению характеристик ТП; подготовку вспомогательных материалов и оборудования (бланки, папки, карандаши, секундомеры, автоматическая аппаратура); подготовку наблюдателей для проведения измерений (с автоматической аппаратурой или для непосредственных измерений); измерение характеристик транспортных и пешеходных потоков; обработку и анализ результатов обследования.
Руководит всеми работами по обследованию (для АСУД2 и АСУД3) группа в составе 3-5 специалистов (1 - от ГАИ, остальные - от организации, проводящей обследование).
9.2.2. В исходные данные по перекрестку и району управления входят:
план-схема предполагаемого района управления по состоянию на период проведения обследования с действующими дорожными знаками, светофорами, локальными устройствами, пешеходными переходами, остановками общественного транспорта и указанием полосности улиц. К план-схеме прилагается таблица, в которой указывается ширина проезжей части улиц на всех перегонах и перекрестках, включенных в район управления, а также расстояния между перекрестками;
длительности светофорных циклов и фаз на перекрестках, оборудованных светофорами;
данные о местах расположения спортивных сооружений, культурно-бытовых, зрелищных и учебных заведений, а также объектов административного назначения.
9.2.3. Определение объема работ по измерению характеристик транспортных потоков (приложение 4) заключается:
в выборе перекрестков и перегонов, которые подлежат обследованию; определении часов суток, в которые необходимо провести измерения; планировании расстановки наблюдателей и определении необходимого их числа, а также аппаратуры, если предполагается ее использование.
9.2.4. Наблюдатели обучаются правильному заполнению бланков и работе с автоматической аппаратурой.