Статус документа
Статус документа

Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков

ВВЕДЕНИЕ


Важным элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы ценообразования в процессе постепенного перехода к полной оплате услуг потребителями.

При этом изменение системы оплаты жилищно-коммунальных услуг связано с системой мер адресной социальной защиты населения, осуществлением ресурсосберегающих мероприятий, выявлением резервов оптимизации себестоимости и цен (тарифов), повышением их экономической обоснованности.

Обоснование уровня цен на воду и отведение стоков остается ключевым вопросом, от решения которого зависят возможности нормальной эксплуатации и развития организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Создание системы ценового регулирования позволяет защитить интересы потребителей от монопольного повышения цен и обеспечить условия для эффективной деятельности предприятий в современных условиях.

Процесс регулирования цен на воду и отведение стоков должен характеризоваться открытостью и доступностью информации для регулирующих органов, что позволит устанавливать цены на уровне, необходимом для нормального функционирования предприятий.

В соответствии с действующим законодательством регулирование цен на воду и отведение стоков осуществляется на региональном уровне, за исключением предприятий, находящихся в муниципальной собственности, которые устанавливаются органами местного самоуправления. В настоящее время, лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разработаны и действуют нормативно-методические документы, регламентирующие процедуру и методику формирования и утверждения цен на воду и отведение стоков. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и регулирующих органов. Поэтому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового (тарифного) регулирования.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в виде согласования представляемой предприятием производственной и инвестиционной программ на очередной период регулирования, определяют объемы финансирования, необходимые для выполнения данных программ.

В процессе рассмотрения и утверждения цен на воду и отведение стоков предприятие водопроводно-канализационного хозяйства представляет на рассмотрение в регулирующий орган:

- определение (экономическое обоснование) потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемой деятельности на период регулирования;

- разработанную производственную и инвестиционную программу;

- предлагаемое значение цены на воду и отведение стоков.

По результатам рассмотрения представленных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства материалов регулирующий орган согласует представленные производственную и инвестиционную программы, определяет источники и объемы финансирования данных программ и утверждает цены на воду и отведение стоков (с учетом платежеспособности потребителей). В случае необходимости изменить объем финансирования предприятия регулирующий орган обязан скорректировать предлагаемую предприятием производственную и инвестиционную программу с тем, чтобы объем данных программ полностью соответствовал объему их финансирования.

С целью реализации эффективной ценовой (тарифной) политики необходима система нормативно-методических документов, включая методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков.