Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»



ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГРУЗОВЫХ ПОДВЕСНЫХ КАНАТНЫХ ДОРОГ



СОГЛАСОВАНЫ ВЦСПС, Госстроем СССР, Минцветметом СССР, Минтяжмашем СССР, Минчерметом СССР, Минмонтажспецстроем СССР

УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором СССР 22 декабря 1987 года


Настоящие правила являются переработанным и дополненным изданием Правил устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (ГПКД), утвержденных Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1971 года.

При составлении и редактировании проекта Правил учтены замечания и предложения ряда министерств, ведомств, научно-исследовательских институтов, органов госгортехнадзора и других организаций.

В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять изготовляемые и реконструированные грузовые подвесные канатные дороги, а также требования по обеспечению безопасности при их эксплуатации.

Настоящие Правила обязательны для исполнения инженерно-техническими работниками, связанными по работе с проектированием, изготовлением или эксплуатацией ГПКД.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации грузовых подвесных канатных дорог (ГПКД), ранее утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1971 г.

     Обязательны для всех министерств и ведомств

     1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила распространяются на грузовые подвесные двухканатные дороги (в дальнейшем ГПКД) с кольцевым или маятниковым движением вагонеток.

Правила не распространяются на переносные и специальные ГПКД.

1.1. Общие технические требования

1.1.1. ГПКД должна сооружаться в полном соответствии с настоящими Правилами, а также действующими строительными нормами и правилами (СНиП) в отношении монтажа подъемно-транспортного оборудования, ГОСТами и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.

1.1.2. Отступление от настоящих Правил может быть допущено только в исключительном случае по разрешению Госгортехнадзора СССР. Для получения разрешения министерство (ведомство), в ведении которого находится предприятие, должно представить Госгортехнадзору СССР соответствующее техническое обоснование, а в случае необходимости также заключение специализированной научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации*. Копия разрешения на отступление от Правил должна быть приложена к паспорту ГПКД.

________________

* Список специализированных научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций приведен в приложении 1.

1.1.3. ГПКД должны иметь, как правило, следующие основные сооружения: станции, линейные опоры и жесткие переходы, предохранительные устройства (сети и мосты), эстакады и галереи для жестко подвешенных путей.

1.1.4. Проект ГПКД должен выполняться специализированной организацией.

1.1.5. ГПКД, предназначенные для работы в районах Крайнего Севера, повышенной сейсмичности, а также в запыленной, сырой, взрывоопасной или химически активной среде и других условиях, отличающихся от нормальных, должны сооружаться по проекту, соответствующему нормативной документации на проектирование сооружений такого назначения. Возможность работы ГПКД в этих условиях должна быть указана в паспорте и в Инструкции по эксплуатации.

1.1.6. Оборудование ГПКД, предназначенное для работы при температуре ниже минус 40 °C, должно изготовляться в исполнении ХЛ.

1.1.7. Проект и технические условия на изготовление оборудования ГПКД должны быть согласованы и утверждены в порядке, установленном министерством (ведомством), в подчинении которого находится проектная организация.

Изменения в проекте, необходимость в которых может возникнуть при изготовлении, монтаже, ремонте, реконструкции или эксплуатации дороги, должны быть согласованы с разработчиком проекта ГПКД, а при невозможности выполнить это условие - с Государственным проектно-конструкторским институтом "Cоюзпроммеханизация", являющимся головной организацией по проектированию канатных дорог.

1.1.8. Ремонт ГПКД должен производиться по нормативно-технической документации, разработанной ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".

1.1.9. Реконструкция должна производиться по документации организации, выполнившей проект дороги или ГПКИ "Cоюзпроммеханизация".

1.1.10. Владелец ГПКД, обнаружив в процессе монтажа, технического освидетельствования или эксплуатации дефекты изготовления, а также несоответствие Правилам, должен направить заводу-изготовителю рекламацию, а органу госгортехнадзора, выдавшему разрешение на изготовление, ее копию. По импортному оборудованию рекламация предъявляется через внешнеторговую организацию, осуществившую закупку ГПКД.

Завод-изготовитель обязан устранить выявленные недостатки. В случае, если при этом обнаружится, что аналогичные дефекты могут иметь место на оборудовании, поставленном другим заказчикам, завод-изготовитель обязан направить им информацию о необходимости и методах устранения недостатков, а также выслать техническую документацию, материалы, узлы и детали, подлежащие замене. Информация согласовывается с органом госгортехнадзора, выдавшим разрешение на изготовление данного оборудования.

1.1.11. Отступление от ГОСТов, ОСТов и другой нормативно-технической документации может быть допущено только по согласованию с организацией, утвердившей эту документацию. Если указанные документы согласованы с Госгортехнадзором СССР, то отступления должны быть согласованы также и с Госгоргехнадзором СССР.

1.1.12. Руководящие лица, инженерно-технические работники, занятые проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией ГПКД, должны быть аттестованы на знание настоящих Правил в соответствии с "Типовым положением о порядке проверки знаний правил, норм и инструкций по технике безопасности руководящими и инженерно-техническими работниками, утвержденным Госгортехнадзором СССР.

1.2. Ответственность за нарушение Правил

1.2.1. Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми должностными лицами, инженерно-техническими работниками, занятыми проектированием, изготовлением, монтажом, ремонтом, реконструкцией и эксплуатацией ГПКД.

1.2.2. За правильность конструкции ГПКД, расчета ее на прочность, выбор материала, качество изготовления, монтаж, ремонт, реконструкцию, а также за соответствие ГПКД требованиям Правил, стандартам и другой нормативно-технической документации отвечает организация или предприятие, выполнившая соответствующие работы.

1.2.3. Должностные лица, инженерно-технические работники на предприятиях и в организациях, виновные в нарушении настоящих Правил, несут личную ответственность, независимо от того, привело ли нарушение к аварии или несчастному случаю. Эти лица также отвечают за нарушения Правил, допущенных их подчиненными.

1.2.4. Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных им лиц нарушать правила и инструкции по технике безопасности, самовольное возобновление работ, остановленных органами госгортехнадзора или технической инспекцией профсоюза, а также непринятие мер по устранению нарушений правил и инструкций, которые допускаются рабочими или другими подчиненными лицами в присутствии должностных лиц, являются грубейшими нарушениями настоящих Правил.

1.2.5. В зависимости от характера нарушений, все указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности.

Рабочие, виновные в нарушении инструкций, несут дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность в установленном порядке.

     2. РАЗРЕШЕНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ, МОНТАЖ, РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЮ

2.1. Предприятия и организации, приступающие к изготовлению основного оборудования ГПКД (вагонетки, приводы, обводные и натяжные устройства), а также к монтажу, ремонту и реконструкции сварных несущих металлоконструкций или их элементов, должны получить разрешение на выполнение этих работ в органе госгортехнадзора.

2.2. Разрешение выдается органом госгортехнадзора в соответствии с Инструкцией по надзору за изготовлением подъемных сооружений, утвержденной Госгортехнадзором СССР.

2.3. Разрешение на изготовление основного оборудования, а также на монтаж, ремонт и реконструкцию сварных несущих металлоконструкций выдается органом госгортехнадзора только предприятиям, обеспеченным техническими средствами для выполнения таких работ и контроля качества сварных соединений в соответствии с настоящими Правилами, необходимой нормативно-технической документацией, а также располагающим подготовленными для выполнения работ кадрами.

     3. ТРАССА

3.1. Трасса ГПКД должна прокладываться по кратчайшему расстоянию между конечными станциями и иметь минимальное число углов поворота. При выборе трассы следует учитывать возможность использования существующих автомобильных дорог для строительства и эксплуатации.

3.2. Предельный угол наклона несущего каната к горизонту для дорог с кольцевым движением вагонеток не должен превышать допустимый для зажимного аппарата вагонетки. При маятниковом движении предельный угол наклона определяется конструкцией подвижного состава, при этом кузов вагонетки при продольном раскачивании не должен касаться несущего каната.

3.3. На выпуклом участке продольного профиля должен быть обеспечен плавный переход за счет сближения опор, установки жесткого перехода или сооружения линейной станции.

На вогнутом участке продольного профиля башмаки опор следует располагать по кривой провеса несущего каната между крайними точками участка с расчетной стрелой провеса.

3.4. Длину натяжного участка несущих канатов следует принимать из условия, чтобы увеличение или уменьшение натяжения любого из несущих канатов от трения на шкивах и башмаках не превышало 30% веса противовеса.

3.5. Скорость движения вагонеток на линии следует принимать для дорог с кольцевым движением вагонеток - не более 5 м/с, с маятниковым движением - не более 12,5 м/с.

3.6. Скорость движения вагонеток должна быть, м/с не более:

1,6 - груженых и 2,0 - порожних (на станциях при обходе горизонтальных обводных шкивов);

3,15 - на станциях при обходе горизонтальных роликовых батарей;

3,5 - на трассе, если на несущих канатах предусмотрены линейные муфты или предохранительные бандажи.

     4. ГАБАРИТЫ

4.1. На станциях, защищенных от ветра, габариты приближения строений следует определять на прямых участках с учетом поперечного качания вагонетки при опрокинутом кузове, а на закруглениях, - кроме того, с учетом отклонения под действием центробежной силы, при этом тангенс угла отклонения должен быть не менее 0,08.

На станциях, не защищенных от ветра, габариты приближения строений должны определяться в соответствии с п.4.2.

4.2. На станциях и других сооружениях зазоры между габаритом вагонетки (с учетом поперечного и продольного качания и полного круга вращения кузова) и строительными конструкциями станций и других сооружений должны быть, м, не менее:

0,1 - до пола станции или до верха груза, лежащего на решетке над бункером;

0,6 - до стен в местах возможного нахождения людей;

0,2 - до выступающих частей колонн;

0,3 - до настила предохранительного моста;

0,5 - до предохранительной сетки.

4.3. На трассе ГПКД расстояние по вертикали от низшей точки вагонетки с учетом продольного качания, а также каната или предохранительного устройства должно быть:

над головкой рельса железной дороги - в соответствии с ГОСТ 9238-83;

при пересечении воздушных линий электропередачи высокого напряжения - в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ);

над верхом покрытия автомобильных дорог и улиц - не менее 5 м, а при высоте обращающихся автомобилей более 4 м - не менее высоты автомобиля плюс 1 м;

над судоходными водоемами и реками - в соответствии с ГОСТ 2675-85, а над наивысшим горизонтом воды несудоходных водоемов и рек - не менее 2 м;

над территориями поселков, промышленных предприятий, строительных площадок, поверхностью возделываемых полей - не менее 5 м;

над зданиями и сооружениями - не менее 2 м;

над незастроенными территориями - не менее 2,5 м;

допускаются меньшие расстояния до уровня земли при условии ограждения этих участков (минимальный зазор 0,3 м).

При определении нижних габаритов ГПКД следует исходить из условия прохода вагонетки с опрокинутым кузовом с учетом продольного качания, максимального провеса несущих или тяговых канатов, а для предохранительных сетей - из максимального их провеса при падении вагонетки или груза.

4.4. На трассе ГПКД свободное боковое пространство между вагонеткой, с учетом поперечного качания каната и вагонеток, и сооружениями или естественными препятствиями должно быть не менее 1 м, а в местах, где возможен проход людей, - не менее 2 м. При этом угол отклонения от вертикали вагонетки, характеризуемый величиной тангенса, должен быть не более 0,20.

4.5. Расстановку линейных опор по трассе ГПКД, а также натяжных и якорных станций следует выполнять с учетом:

- соблюдения габаритов в соответствии с требованиями п.4.3;

- соблюдения углов перегиба несущих канатов на опорах, обеспечивающих надежное прилегание каната к башмакам опор;

- обеспечения равномерной нагрузки на опоры от несущих канатов;

- равномерности загрузки привода из условия, что на подходах к опорам одновременно было не более 25% общего числа вагонеток, находящихся на линии.

4.6. Расстояние между двумя ветвями дороги должно определяться из условия, чтобы зазор между встречными вагонетками был не менее 0,5 м при поперечном раскачивании канатов с вагонетками внутрь колеи от воздействия ветра, допустимого для эксплуатации ГПКД.

     5. ОПОРЫ И СТАНЦИИ

5.1. Конструкции опор, станций и других сооружений ГПКД следует рассчитывать с учетом возможных неблагоприятных сочетаний основных, дополнительных и особых нагрузок и воздействий, которые могут возникнуть при строительстве, монтаже или эксплуатации.

При расчете с учетом дополнительных или особых сочетаний нагрузок их расчетные значения надлежит умножать на коэффициенты:

0,9 - при учете дополнительных сочетаний;

0,8 - при учете особых сочетаний (кроме случаев, оговоренных СНиП II-7-81).

Основные сочетания состоят из нагрузок: постоянных, временных, длительно действующих (веса оборудования, силы натяжения канатов, силы сопротивления движению несущих канатов по башмакам); одной из кратковременно действующих (веса подвижного состава, динамической горизонтальной нагрузки при проходе вагонеток, снеговой или гололеда, веса людей, ветровой, температурной).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».