ГОСТ Р 52332-2005
Группа Б19
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОПЛИВА АВИАЦИОННЫЕ
Определение температуры замерзания
методом автоматического фазового перехода
Aviation fuels.
Determination of freezing point with automatic phase transition method
ОКС 75.160.20
ОКСТУ 0209
Дата введения 2006-01-01
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.0-2004 .
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.2-2004 . - Примечание изготовителя базы данных.
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИНП")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 апреля 2005 г. N 98-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к стандарту АСТМ Д 5972-02 "Определение температуры кристаллизации авиационных топлив. (Автоматический метод фазового перехода)" [ASTM D 5972-02 "Standard test method for freezing point of aviation fuels (automatic phase transition method)"] путем изменения его структуры.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного стандарта приведено в справочном приложении Б. При этом в него не включены сноски 1 и 2, которые нецелесообразно применять как не имеющие отношения к российской редакции стандарта. Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.6)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
ВНЕСЕНЫ поправки, опубликованные в ИУС N 9, 2005 год, ИУС N 9, 2008 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
Настоящий стандарт разработан в связи с тем, что во время полета воздушного судна температура топлива в баке обычно понижается, что может привести к образованию в топливе твердых кристаллов углеводородов, которые могут ограничить поток топлива сквозь топливную систему воздушного судна. Поэтому температура замерзания топлива всегда должна быть ниже минимальной рабочей температуры топлива и требует точного измерения.
Настоящий стандарт распространяется на авиационные турбинные топлива и устанавливает автоматический метод фазового перехода для определения температуры замерзания в диапазоне от минус 80 °С до плюс 20 °С.
Значения, установленные в единицах системы СИ, считаются стандартными.
Настоящий стандарт не устанавливает требования безопасности, связанные с применением данного метода. Пользователь настоящего стандарта должен разработать соответствующие правила техники безопасности.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 температура замерзания авиационных топлив: температура топлива, при которой кристаллы твердых углеводородов, образовавшиеся при охлаждении, исчезают по мере повышения температур топлива.
Температура замерзания должна быть ниже минимальной рабочей температуры топлива.
2.2 метод автоматического определения фазового перехода: Охлаждение образца жидкого авиационного топлива, проводимое в автоматическом режиме до появления кристаллов твердых углеводородов с последующим контролируемым нагревом и регистрацией температуры, при которой твердые кристаллы углеводородов полностью переходят в жидкую фазу.
2.3 термоэлектрический модуль на элементах Пельтье: твердотельный термоэлектрический прибор, состоящий из разнородных полупроводниковых материалов, который скомпонован таким образом, что тепло передается образцу или отводится от образца в зависимости от направления электрического тока, подводимого к прибору.
3.1 Образец авиационного топлива охлаждают с помощью термоэлектрического модуля на элементах Пельтье с постоянной скоростью (15±5) °С/мин под непрерывным потоком от источника света. При помощи системы оптических детекторов образец непрерывно контролируют с целью определения начала образования кристаллов твердых углеводородов. После образования кристаллов образец нагревают со скоростью (10±0,5) °С/мин до тех пор, пока все кристаллы углеводородов не перейдут в жидкую фазу. Необходимое количество детекторов обеспечивает обнаружение любых кристаллов твердых углеводородов. Температуру образца, при которой кристаллы углеводородов полностью переходят в жидкую фазу, регистрируют как температуру замерзания.
4.1 Автоматический аппарат, состоящий из испытательной ячейки с микропроцессорным управлением, в которой обеспечивается охлаждение и нагревание образца, а также оптический контроль появления и исчезновения кристаллов твердых углеводородов и регистрация температуры образца. Более подробное описание аппарата приведено в приложении А.
4.2 Аппарат должен быть оборудован пробиркой для испытания образца, системой оптических детекторов, источником света, цифровым дисплеем, термоэлектрическим модулем на элементах Пельтье и устройством измерения температуры образца.
4.3 Устройство измерения температуры должно обеспечивать измерение температуры образца в диапазоне от минус 80 °С до плюс 20 °С с разрешающей способностью и точностью 0,1 °С.