Статус документа
Статус документа

ВСН 05-87/Гослесхоз СССР Инструкция по производству изысканий лесохозяйственных автомобильных дорог

4. ТРАССИРОВАНИЕ

4.1. Основные задачи, подлежащие решению при трассировании:

- рациональное размещение дорожной сети или отдельной дороги с целью получения минимальной грузовой работы лесохозяйственного транспорта при минимальных затратах на строительство в зависимости от направлений потоков лесохозяйственных грузов в перспективе, местоположения существующих путей транспорта, расположения крупных естественных (озера, болота и т.д.) и искусственных (поселки, карьеры и т.п.) преград с учетом интересов других организаций района;

- поиск наилучшего местоположения оси дороги на местности в зависимости от рельефных и инженерно-геологических условий.

4.2. В состав трассировочных работ входят:

- анализ и оценка условий дорожного строительства (рельефных, геологических, гидрологических, ситуационных и др.);

- камеральное трассирование по топографическим картам вариантов проложения дорожных трасс для полевого обследования;

- полевое обследование - рекогносцировка вариантов трассы: глазомерная, полуинструментальная или инструментальная; топографическая съемка местности для выбора основного варианта;

- установление точек ограничения трассирования на местности (обрывы, озера, болота, пересечения водотоков, коммуникаций и т.д.);

- окончательная укладка оси дороги на местности по выбранному варианту*;

________________

* Для стадии "Проект" допускается предварительное трассирование (прокладка теодолитного хода с топографической съемкой полосы всей дороги или ее наиболее сложных участков).

- полевая проектировка сложных участков, a при необходимости переукладка отдельных участков трассы на местности.

4.3. При простом рельефе и благоприятных инженерно-геологических условиях выполняют полевое рекогносцировочное обследование. В этом случае производится глазомерная съемка местности по намеченным камерально вариантам трассы дороги с выбором на местности и нанесением на картографический материал точек ограничения трассирования (контрольных точек) у естественных или искусственных препятствий, по которым корректируется камерально выбранная трасса дороги для ее окончательной укладки на местности.

4.4. В холмистой, пересеченной местности полевое рекогносцировочное обследование может осуществляться с применением буссолей, гониометров, эклиметров и других приборов.

4.5. В сложных рельефных или инженерно-геологических условиях (косогорные, водораздельные ходы, наличие большой заболоченности или сложной гидрографической сети  в районе изысканий и т.д.) увязка точек, ограничивающих трассирование, для установления оптимального положения трассы дороги осуществляется, как правило, при помощи тахеометрических ходов, а при необходимости - со съемкой поперечных профилей.

4.6. Результаты полевого рекогносцировочного обследования наносятся на  картографический материал (топографические карты, лесоустроительные планы, инженерно-геологические карты), а рекомендации заносятся в полевые журналы рекогносцировочных обследований. В результате инструментальной рекогносцировки вычерчиваются упрощенные продольные профили и планы линий тахеометрических ходов, а при необходимости и поперечные профили, на основе которых корректируется положение оси дороги на местности.

4.7. Непосредственная укладка трассы магистральных лесохозяйственных дорог на местности должна осуществляться с максимальным приближением ее к экономической оси зоны тяготения*, определенной в схеме транспортного освоения или на предпроектной стадии в ТЭР (ТЭО), с учетом требований акта предварительного выбора направления дороги.

_________________

* Под экономической осью зоны тяготения понимается наиболее рациональное расположение трассы дороги исходя из размещения грузообразующих точек в зоне тяготения, отдельных производств, сооружений и пункта примыкания дороги.

4.8. В благоприятных рельефных условиях и если это не влечет за собой необоснованного удорожания строительства, трассы дорог II и III типа необходимо совмещать с направлениями квартальных просек.

4.9. При вольных ходах (когда естественные уклоны местности в намечаемом направлении положе руководящего уклона*) главная задача трассирования заключается в укладке трассы между выбранными на местности контрольными точками с минимальными отклонениями от кратчайшего общего направления с целью получения минимального протяжения дороги и минимальной грузовой работы транспорта.

_________________

* Руководящий уклон - максимально допустимый уклон, подъем (спуск) в продольном профиле дороги.

4.10. В горных условиях сеть лесохозяйственных дорог должна размещаться так, чтобы транспортировка основной массы грузов (с учетом их доставки к дороге и от нее) осуществлялась, если это технически возможно и экономически целесообразно, по кратчайшему расстоянии сверху вниз.

При соответствующем технико-экономическом обосновании в горных районах прокладка дорог может выполняться по водоразделам и через перевалы.

4.11. При напряженных ходах главная задача трассирования преодолеть высотное препятствие с помощью заданных уклонов без потерь высот*. В этом случае необходимо руководствоваться следующими правилами:

_________________

* При напряженных перевальных ходах, когда существующие уклоны местности в намечаемом направлении дороги равны или превышают руководящий подъем (спуск), требуется искусственное развитие трассы.