Инструкция
по охране труда для тракториста и чокеровщика на трелевке леса
Общие требования охраны труда изложены в инструкции "Общие требования по охране труда для работников, занятых на лесосечных и лесокультурных работах".
2.1. Тракторист и чокеровщик должны получить от мастера или бригадира указание, на какой лесосеке выполнять трелевку леса. Самовольный переход на другие лесосеки не разрешается.
2.2. Тракторист должен убедиться в исправности узлов трактора и технологического оборудования, от работы которых зависит его собственная безопасность и безопасность окружающих.
2.3. Проверке подлежат: звуковой сигнал, приборы освещения, остекление, крепление технологического оборудования, исправность каната и чокеров. Проверяется также наличие огнетушителя, аптечки и термоса с питьевой водой.
2.4. Перед запуском двигателя тракторист должен убедиться, что рычаги переключения передачи и включения привода лебедки находятся в нейтральном положении. При подогреве двигателя перед пуском при низких температурах воздуха необходимо соблюдать осторожность во избежание пожара и ожогов. Не разрешается пользоваться открытым огнем. При заводке пускового двигателя запрещается наматывать шнур на руку.
2.5. После запуска двигателя тракторист должен опробовать вхолостую все механизмы. Об обнаруженных неисправностях при невозможности их устранения своими силами следует доложить механику или мастеру. Работать на неисправном тракторе не разрешается.
2.6. Перед началом движения трактора необходимо:
закрыть боковины капота, закрепив их замками; убедиться в отсутствии на гусеницах, колесах и под трактором посторонних предметов;
убедиться в отсутствии вблизи трактора и на пути его движения людей;
дать предупредительный сигнал.
3.1. Работник должен выполнять только ту работу, которая поручена ему непосредственным руководителем.
3.2. При движении трактора без груза тракторист должен:
следить, чтобы щит и бульдозерный отвал (толкатель) находились в транспортном положении. При длительных переездах трактора бульдозерный отвал должен быть застопорен стопорными пальцами в приподнятом положении;
производить разворот трактора в местах, где нет пней и других препятствий;
при преодолении препятствий двигаться только на первой передаче;
переезжать через поваленные деревья и бревна под прямым углом, а через канавы и рвы - под углом 15-20°;
при проезде по мостам руководствоваться дорожными знаками, установленными перед мостами;
не оставлять трактор на склоне. В случае вынужденной временной остановки трактора на склоне включить стояночный тормоз или затянуть до отказа и застопорить защелками рычаги управления фрикционов, подложить упоры под гусеницы, бульдозерный отвал опустить на землю. При поломке трактора на склоне принять меры к доставке его на горизонтальный участок;
при переездах через реки и озера по льду проверить его состояние и толщину. Движение по льду трактора массой до 10 т разрешается при толщине льда не менее 400 мм, а массой до 15 т - при толщине льда на менее 500 мм. Лед должен иметь раковистую структуру; при образовании игольчатой структуры движение по льду запрещается. Расстояние между движущимися тракторами массой до 15 т должно быть не менее 50 м.
3.3. Не разрешается работать бульдозерным отвалом (толкателем) на земляных работах.
3.4. Работа трелевочного трактора разрешается на подготовленных трелевочных волоках. При подготовке трелевочного волока убирают деревья, крупные камни и валежник, вырубают кустарник и подрост, срезают пни и кочки заподлицо с землей, засыпают ямы, застилают заболоченные участки, устраивают и планируют волоки на косогорах.
Ширина подготовленного волока должна быть не менее 5 м. Волоки, проложенные по косогору, должны быть шириной 7 м.
3.5. Трелевка трактором по склонам допускается в пределах уклонов, указанных в руководстве по эксплуатации трактора.
Волоки, проложенные поперек склона горы, в поперечном сечении должны быть горизонтальными.
В горных условиях трактор должен находиться вне опасной зоны самостоятельного движения деревьев (хлыстов).
3.6. Крутые спуски и подъемы необходимо преодолевать только на передачах рабочего диапазона; при этом нельзя глушить двигатель, выключать муфту сцепления, производить резкие торможения и повороты.