1.2.1. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационное состояние дороги, являются:
- геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
- прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
- ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
- прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
- целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
- наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.2.2. Необходимо, чтобы геометрические параметры (радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) соответствовали нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров допускаются в пределах, устанавливаемых соответствующими документами.
1.2.3. Прочность дорожных одежд на дорогах I-IV категорий определяются необходимостью беспрепятственного пропуска в расчетный период автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тc (100 кН), а на дорогах V категории с твердыми покрытиями до 6 тс (60 кН).
1.2.4. Покрытиям проезжей части дороги, краевых укрепительных и остановочных полос обочин в процессе эксплуатации необходимо иметь предусмотренные проектом продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды.
1.2.5. Необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформаций.
1.2.6. При эксплуатации дорог следует обеспечивать соответствие фактических показателей продольной ровности приведенным в таблице 1.4 предельно допустимым значениям.
Таблица 1.4
Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км | ||||||
Интенсивность движения, | Категория дороги | Тип дорожной одежды | по прибору ПКРС-2У | по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле | Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, % | |
УАЗ-2006 | ГАЗ-31022 "Газель" | |||||
Более 7000 | I | Капитальный | 540 | 100 | 220 | 6 |
3000-7000 | II | 660 | 120 | 270 | 7 | |
1000-3000 | III | Капитальный | 860 | 170 | 350 | 9 |
Облегченный | 1100 | 240 | 460 | 12 | ||
500-1000 | IV | Облегченный | 1200 | 265 | 500 | 14 |
200-500 | Переходный | - | 340 | 510 | - | |
До 200 | V | Низший | - | 510 | 720 | - |
1.2.7. На покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи установлены для двух способов измерения глубины колеи при помощи двухметровой рейки: по упрощенной методике, когда рейка укладывается на поверхность покрытия или гребни выпора и по способу вертикальных отметок, когда отсчет ведется от рейки, выведенной в горизонтальное положение (табл.1.5).
Таблица 1.5
Глубина колеи, мм | ||||||
Измерения по способу вертикальных отметок | ||||||
Расчетная скорость движения, км/ч | Измерения по упрощенной методике | Относительно правого выпора | Относительно левого выпора | |||
Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | |
Более 120 | 4 | 20 | не допускается | 4 | 9 | 20 |
120 | 7 | 20 | 3 | 5 | 16 | 25 |
100 | 12 | 20 | 6 | 9 | 27 | 40 |
80 | 25 | 20 | 15 | 18 | 50 | 50 |
60 и меньше | 30 | 35 | 50 | 50 | 50 | 50 |
1.2.8. Работы по устранению колеи выполняют в первую очередь на участках дорог при ее глубине больше предельно допустимых значений, не рекомендуется допускать образование уступов в местах сопряжения проезжей части и укрепительных краевых полос или укрепительных и остановочных полос обочин. На поверхности неукрепленных обочин и разделительных полос, не отделенных от проезжей части бордюрами, не рекомендуется иметь колеи в местах сопряжения с проезжей частью и иметь отметку ниже ее уровня более, чем на 3 см при интенсивности движения выше 6000 автомобилей, приведенных к легковому автомобилю, и более чем на 4 см при меньшей интенсивности.
1.2.9. Шероховатость и состояние дорожного покрытия проезжей части должны обеспечивать требуемую ГОСТ 50597-93 величину сцепления колеса с покрытием - не менее 0,3 при измерении его шиной без рисунка протектора и 0,4 шиной, имеющей рисунок протектора.
1.2.10. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части допускается не более 0,1, разница между коэффициентом сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочин - 0,15.
1.2.11. На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более, чем 15х60х5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ 50597-93.
Таблица 1.6