1.1.1. Автомобильные дороги общего пользования предназначены для непрерывного в течение года движения автомобилей и автопоездов с нормативными нагрузками и общей массой, установленными для транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, и скоростями, верхние пределы которых регламентированы Правилами дорожного движения Российской Федерации. На дорогах и участках дорог, для которых величина расчетной скорости ниже разрешенной Правилами дорожного движения, обеспеченная скорость принимается не менее приведенных в таблице 1.1 значений.
Таблица 1.1
Условия погоды и рельеф местности | Допустимые значения обеспеченной в процессе эксплуатации скорости движения вне населенных пунктов, км/ч, для категорий дорог | ||||
1А | 1Б и II | III | IV | V | |
При благоприятных условиях погоды: | |||||
а) на основном протяжении дороги | 110 | 90 | 90 | 80 | 60 |
б) на трудных участках горной местности | 60 | 60 | 50 | 40 | 30 |
При неблагоприятных условиях погоды: | |||||
а) на основном протяжении дороги | 90 | 80 | 75 | 60 | 45 |
б) на трудных участках горной местности | 45 | 45 | 40 | 30 | 20 |
При особо неблагоприятных условиях погоды: | |||||
а) на основном протяжении дороги | 60 | 50 | 50 | 40 | 30 |
б) на трудных участках горной местности | 30 | 30 | 25 | 20 | 20 |
1.1.2. Транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги (ТЭС АД) это - комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства. К основным транспортно-эксплуатационным показателям дороги относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения; пропускная способность и уровень загрузки дороги движением; допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты автомобилей, а также экологическая безопасность.
1.1.3. Пропускная способность и уровень загрузки дороги движением определяются на дорогах и участках дорог с фактической интенсивностью более 4 тыс. авт./сут. в физических единицах при состоянии дорог и условиях движения, характерных для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года. На дорогах и участках дорог с меньшей интенсивностью указанные показатели не проверяют.
1.1.4. Состояние искусственного сооружения по пропускной способности характеризуется отношением фактического расстояния между бордюром или ограждениями (габаритов для тоннелей) к нормативной величине, установленной для дороги данной категории. Величина отношения 0,95 и более характеризует соответствие сооружения нормам пропускной способности.
1.1.5. На автомобильных дорогах общего пользования не следует допускать заторы по дорожным условиям, а максимальную интенсивность движения в часы пик выше 0,7 от пропускной способности на дорогах I и II категорий. На остальных дорогах она допускается в 1,5-2 раза менее верхнего предела интенсивности движения, установленного для данной категории дороги.
1.1.6. Рекомендуемая величина загрузки дорог движением приведена в табл.1.2.
Таблица 1.2
Характеристика участков дороги | Значение , не более |
Подъезды к аэропортам, железнодорожным станциям, морским и речным причалам и пристаням (дороги категорий IA, IБ и II) | 0,5 |
Внегородские автомобильные магистрали (дороги категории IA) | 0,6 |
Входы в города, обходы и кольцевые дороги вокруг больших городов (дороги категорий IБ, II и III) | 0,65 |
Автомобильные дороги II-III категорий | 0,7 |
Примечание. В неблагоприятные периоды года допускается увеличение уровня загрузки, но не более, чем на 15%.
1.1.7. Для выполнения положений п.1.1.1 необходимо, чтобы:
- ширина полосы движения, ширина проезжей части дорог и габариты ездового полотна мостов и путепроводов позволяла размещение в их поперечном сечении движущихся автомобилей и зазоров безопасности между попутными (для дорог I категории) и встречными (для дорог II-IV категорий) автомобилями, а также зазоров безопасности между кромкой проезжей части и колесом автомобилей, движущихся с установленными скоростями; при необходимости следует выполняться уширение проезжей части, особенно на кривых малого радиуса в плане на величину смещения траектории движения задних колес автопоездов;
- габариты приближения мостовых и других искусственных сооружений соответствовали категории дороги, на которой они расположены с учетом полос движения и полос безопасности согласно требованиям документов. Высота расположения низа пролетных строений мостов, путепроводов и других сооружений, а также высота расположения трубопроводов и других коммуникаций над поверхностью проезжей части дорог, проходящих под указанными сооружениями и коммуникациями составляла не менее 4,5 м на дорогах IV и V категорий и не менее 5,0 м на дорогах I-III категорий.
1.1.8. Не следует допускать необоснованные ограничения и задержки движения по дорожным условиям. К допустимым относятся ограничения движения:
- в период весенней распутицы при недостаточной прочности дорожных одежд (на период до 45 суток в зависимости от местных условий);
- на период до усиления сооружений мостов при их недостаточной несущей способности.
Обоснованными являются задержки движения:
- в период выполнения ремонтных работ в пределах проезжей части дороги;
- в период устранения последствий дорожно-транспортных происшествий;
- в зимний период во время метелей и интенсивных снегопадов с образованием гололедных явлений.
1.1.9. Пользователям дорог необходимо предоставлять информацию о задержках и ограничениях движения. Все работы по ремонту и содержанию дорог следует выполнять с минимальными помехами для движения автомобилей.