ПР 50.1.020-2000
Группа Т54
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ
ОКС 01.140.30
Дата введения 2001-04-01
Предисловие
РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России,
Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России
ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 года N 409-ст
ВЗАМЕН ПР 50-734-93
Настоящие правила по стандартизации устанавливают последовательность и содержание работ, выполняемых при разработке или пересмотре общероссийских классификаторов, входящих в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации [1].
Правила по стандартизации предназначены для федеральных органов исполнительной власти и организаций, создающих общероссийские классификаторы (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов).
2.1 Общероссийские классификаторы создаются учреждениями, ответственными за их разработку, по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвитием России по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене. Эти учреждения, как правило, формируют в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении.
2.2 Общероссийские классификаторы принимает Госстандарт России по представлению учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов.
2.3 В целях обеспечения организационно-методического единства разработки общероссийских классификаторов установлены следующие стадии:
1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;
4-я стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;
5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора.
2.4 Учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов, могут привлекать к выполнению отдельных (или всех) стадий разработки общероссийских классификаторов другие организации. При этом представление и рассылка создаваемых документов на всех стадиях разработки общероссийских классификаторов осуществляется от имени учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов.
2.5 При разработке общероссийских классификаторов должны использоваться основные понятия ЕСКК, методы классификации и кодирования, а также методы расчета контрольных чисел, изложенные в [1].
3.1 На стадии организации разработки общероссийского классификатора на основании решения учреждения, ответственного за разработку общероссийского классификатора, должно быть проведено исследование рассматриваемого вида технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.
При проведении исследования должны быть проанализированы и учтены:
законодательные акты Российской Федерации;
указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты и решения федеральных органов исполнительной власти и иных организаций федерального уровня, относящиеся к их компетенции и имеющие межотраслевой характер. К этим нормативным правовым актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения;
международные, региональные и межгосударственные классификации и стандарты по классификации и изменения к ним;
государственные стандарты Российской Федерации и изменения к ним, иные технические акты (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы, тарифно-квалификационные справочники и т.п.), имеющие межотраслевой характер, и изменения к ним;
правовые акты и документы, созданные на основе вышеуказанных правовых актов и документов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На этапе исследования необходимо определить основные актуальные межотраслевые задачи, при решении которых должен использоваться разрабатываемый общероссийский классификатор. В ходе этой работы следует учитывать необходимость приоритетного использования соответствующих международных, региональных и межгосударственных классификаций и стандартов, приемлемых для Российской Федерации, взаимосвязь разрабатываемого общероссийского классификатора с действующими общероссийскими классификаторами и его сопряжение с общероссийскими унифицированными формами документов.
3.2 По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общероссийского классификатора.
В предложениях должны быть отражены следующие вопросы:
общее состояние работ в стране и за рубежом по классификации и кодированию объектов данного вида технико-экономической и социальной информации, соответствие правовым актам и документам, указанным в 3.1, и обоснование необходимости разработки общероссийского классификатора;
обеспечение гармонизации с аналогичными международными, региональными и межгосударственными классификациями и стандартами, приемлемыми для Российской Федерации;
перечень основных межотраслевых задач, для решения которых предназначен общероссийский классификатор;
описание исходного множества объектов технико-экономической и социальной информации;
взаимосвязь с общероссийскими унифицированными формами документов;
предполагаемая структура классификатора;
отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами и обеспечение увязки с ними;
источники для сбора объектов классифицируемого множества;
обоснование выбора методов классификации и кодирования;
основные признаки классификации и принципы их выделения;
алфавит кода;
обоснование резервной емкости классификатора;
источник финансирования разработки общероссийского классификатора.
К предложениям прилагается фрагмент разрабатываемого общероссийского классификатора.
3.3 Предложения по разработке общероссийского классификатора учреждения, ответственные за разработку общероссийского классификатора, направляют на согласование в Госстандарт России, Госкомстат России и Минэкономразвития России. Госкомстат России и Минэкономразвития России в месячный срок сообщают заключения в Госстандарт России, который с учетом этих заключений направляет сводное решение заявителю предложений. При положительном решении учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, организует дальнейшую разработку общероссийского классификатора.
4.1 На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы:
подготовка исходного множества объектов классификации;
классификация данного множества объектов классификации;
унификация построения и написания наименований объектов;
кодирование заданного множества объектов.
4.1.1 При наличии приемлемых для Российской Федерации международных и (или) региональных классификаций или стандартов на классификацию по данному виду технико-экономической и социальной информации должно предусматриваться их приоритетное использование при разработке общероссийских классификаторов с учетом следующих путей гармонизации классификаторов:
прямое применение международных и региональных классификаций или стандартов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;
включение в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций или стандартов и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации или стандарте.
4.1.2 Классификация заданного множества объектов включает:
выделение признаков классификации;
определение методов классификации для заданного множества объектов;
определение необходимой и достаточной глубины классификации;
упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.
4.1.3 При унификации построения и написания наименований объектов классификации проводится упорядочение применяемой терминологии (исключение многозначности, синонимии), взаимоувязка со стандартизованной терминологией.
В тех случаях, когда в общероссийские классификаторы объекты включаются на основании правовых актов и документов, указанных в 3.1, наименования объектов в общероссийских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах и документах.
На данном этапе целесообразно также обобщить и провести анализ используемых сокращений и их унификацию; разработать алфавитный (алфавитно-предметный) указатель наименований объектов классификации.
4.1.4 Кодирование заданного множества объектов предусматривает:
выбор метода кодирования;
выбор алфавита и длины кода;
построение структуры кода;
кодирование объектов классификации и их группировок;
расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора;
обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.
4.2 По результатам проведенной работы разрабатывается первая редакция проекта общероссийского классификатора, а также пояснительная записка к нему.