Статус документа
Статус документа


     ПР 50.1.020-2000

Группа Т54

     
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ



ОКС 01.140.30

Дата введения 2001-04-01

     

Предисловие


РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России,

Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России

ВНЕСЕНЫ Научно-техническим управлением Госстандарта России

ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 года N 409-ст

ВЗАМЕН ПР 50-734-93

     1 Область применения


Настоящие правила по стандартизации устанавливают последовательность и содержание работ, выполняемых при разработке или пересмотре общероссийских классификаторов, входящих в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) в Российской Федерации [1].

Правила по стандартизации предназначены для федеральных органов исполнительной власти и организаций, создающих общероссийские классификаторы (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов).

     2 Общие положения

2.1 Общероссийские классификаторы создаются учреждениями, ответственными за их разработку, по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвитием России по основным видам технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене. Эти учреждения, как правило, формируют в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении.

2.2 Общероссийские классификаторы принимает Госстандарт России по представлению учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов.

2.3 В целях обеспечения организационно-методического единства разработки общероссийских классификаторов установлены следующие стадии:

1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора;

2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;

5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора.

2.4 Учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов, могут привлекать к выполнению отдельных (или всех) стадий разработки общероссийских классификаторов другие организации. При этом представление и рассылка создаваемых документов на всех стадиях разработки общероссийских классификаторов осуществляется от имени учреждений, ответственных за разработку общероссийских классификаторов.

2.5 При разработке общероссийских классификаторов должны использоваться основные понятия ЕСКК, методы классификации и кодирования, а также методы расчета контрольных чисел, изложенные в [1].

     3 Организация разработки общероссийского классификатора

3.1 На стадии организации разработки общероссийского классификатора на основании решения учреждения, ответственного за разработку общероссийского классификатора, должно быть проведено исследование рассматриваемого вида технико-экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.

При проведении исследования должны быть проанализированы и учтены:

законодательные акты Российской Федерации;

указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты и решения федеральных органов исполнительной власти и иных организаций федерального уровня, относящиеся к их компетенции и имеющие межотраслевой характер. К этим нормативным правовым актам относятся постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции, положения;

международные, региональные и межгосударственные классификации и стандарты по классификации и изменения к ним;

государственные стандарты Российской Федерации и изменения к ним, иные технические акты (строительные нормы и правила, санитарные правила и нормы, тарифно-квалификационные справочники и т.п.), имеющие межотраслевой характер, и изменения к ним;

правовые акты и документы, созданные на основе вышеуказанных правовых актов и документов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На этапе исследования необходимо определить основные актуальные межотраслевые задачи, при решении которых должен использоваться разрабатываемый общероссийский классификатор. В ходе этой работы следует учитывать необходимость приоритетного использования соответствующих международных, региональных и межгосударственных классификаций и стандартов, приемлемых для Российской Федерации, взаимосвязь разрабатываемого общероссийского классификатора с действующими общероссийскими классификаторами и его сопряжение с общероссийскими унифицированными формами документов.

3.2 По результатам проведенного исследования подготавливаются предложения по разработке общероссийского классификатора.

В предложениях должны быть отражены следующие вопросы:

общее состояние работ в стране и за рубежом по классификации и кодированию объектов данного вида технико-экономической и социальной информации, соответствие правовым актам и документам, указанным в 3.1, и обоснование необходимости разработки общероссийского классификатора;

обеспечение гармонизации с аналогичными международными, региональными и межгосударственными классификациями и стандартами, приемлемыми для Российской Федерации;

перечень основных межотраслевых задач, для решения которых предназначен общероссийский классификатор;

описание исходного множества объектов технико-экономической и социальной информации;

взаимосвязь с общероссийскими унифицированными формами документов;

предполагаемая структура классификатора;

отсутствие дублирования с действующими общероссийскими классификаторами и обеспечение увязки с ними;

источники для сбора объектов классифицируемого множества;

обоснование выбора методов классификации и кодирования;

основные признаки классификации и принципы их выделения;

алфавит кода;

обоснование резервной емкости классификатора;

источник финансирования разработки общероссийского классификатора.

К предложениям прилагается фрагмент разрабатываемого общероссийского классификатора.

3.3 Предложения по разработке общероссийского классификатора учреждения, ответственные за разработку общероссийского классификатора, направляют на согласование в Госстандарт России, Госкомстат России и Минэкономразвития России. Госкомстат России и Минэкономразвития России в месячный срок сообщают заключения в Госстандарт России, который с учетом этих заключений направляет сводное решение заявителю предложений. При положительном решении учреждение, ответственное за разработку общероссийского классификатора, организует дальнейшую разработку общероссийского классификатора.

     4 Разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации

4.1 На стадии разработки первой редакции проекта общероссийского классификатора должны быть проведены следующие работы:

подготовка исходного множества объектов классификации;

классификация данного множества объектов классификации;

унификация построения и написания наименований объектов;

кодирование заданного множества объектов.

4.1.1 При наличии приемлемых для Российской Федерации международных и (или) региональных классификаций или стандартов на классификацию по данному виду технико-экономической и социальной информации должно предусматриваться их приоритетное использование при разработке общероссийских классификаторов с учетом следующих путей гармонизации классификаторов:

прямое применение международных и региональных классификаций или стандартов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций;

включение в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций или стандартов и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации или стандарте.

4.1.2 Классификация заданного множества объектов включает:

выделение признаков классификации;

определение методов классификации для заданного множества объектов;

определение необходимой и достаточной глубины классификации;

упорядоченное расположение объектов классификации и их группировок.

4.1.3 При унификации построения и написания наименований объектов классификации проводится упорядочение применяемой терминологии (исключение многозначности, синонимии), взаимоувязка со стандартизованной терминологией.

В тех случаях, когда в общероссийские классификаторы объекты включаются на основании правовых актов и документов, указанных в 3.1, наименования объектов в общероссийских классификаторах должны соответствовать их наименованиям в этих актах и документах.

На данном этапе целесообразно также обобщить и провести анализ используемых сокращений и их унификацию; разработать алфавитный (алфавитно-предметный) указатель наименований объектов классификации.

4.1.4 Кодирование заданного множества объектов предусматривает:

выбор метода кодирования;

выбор алфавита и длины кода;

построение структуры кода;

кодирование объектов классификации и их группировок;

расчет при необходимости контрольного числа для защиты кодов общероссийского классификатора;

обеспечение резервной емкости кодов общероссийского классификатора.

4.2 По результатам проведенной работы разрабатывается первая редакция проекта общероссийского классификатора, а также пояснительная записка к нему.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs