Статус документа
Статус документа

Основные научно-технические требования к созданию отраслевой системы подготовки эксплуатационного персонала энергопредприятий с использованием технических средств

2.2. Научно-методические принципы организации построения учебного процесса

2.2.1. Деятельность эксплуатационного персонала ТЭС, предприятий электрических и тепловых сетей обладает рядом специфических особенностей (большой поток информации, ограниченное время на принятие решения, повышенная ответственность за результаты своей деятельности и т.д.), которые требуют особого подхода к организации его подготовки.

2.2.2. В настоящее время в различных отраслях народного хозяйства уже имеется большой практический опыт подготовки персонала, который основывается на передовых психолого-педагогических и научно-методических принципах организации учебного процесса.

Эти принципы в основном сводятся к следующему: эффективность работы эксплуатационного персонала, в первую очередь принятие и реализация решений, определяется психологической составляющей деятельности человека - умением ориентироваться в процессе своей деятельности.

Ориентировка формируется и функционирует в условиях реализации целей на трех уровнях:

"смысловом", т.е. на уровне основных целей, реализуемых в процессе конкретной деятельности;

"функциональном", т.е. на уровне осознания ситуации и выбора способов изменения режимов функционирования технической системы;

"операционном", т.е. на уровне условий исполнения принятого решения.

2.2.3. В основе обучения должно лежать управляемое формирование у эксплуатационного персонала:

полной ориентировки в целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности;

способности регуляции функциональных состояний;

мотивационной направленности практической деятельности.

2.2.4. В реальной деятельности персонала упомянутые уровни существуют одновременно и неразрывно. В процессе обучения каждый уровень должен формироваться отдельно в виде специфической "учебной деятельности", затем отрабатываются взаимосвязи и взаимопереходы между ними.

2.2.5. Программа обучения должна быть дифференцированной, зависящей от уровня знаний и натренированности обучаемых.

2.2.6. На предварительном этапе организации управляемого формирования деятельности персонала должны быть решены следующие задачи:

выделены и зафиксированы цели обучения, в качестве которых выступает эталонная деятельность. Эталонная деятельность и ее требуемые характеристики должны быть описаны с достаточной подробностью и заранее известны;

выделено и зафиксировано психологическое содержание эталонной деятельности (уровни ориентировки и взаимосвязи между ними);

выделено и определено содержание "учебной деятельности" трех уровней;

разработаны учебные материалы (ориентировочные схемы, комплекты учебно-тренировочных задач и т.п. для каждого уровня "учебной деятельности").

Учебно-тренировочные задачи должны составляться в основном в проблемном виде.

2.2.7. Процесс обучения должен быть управляем, для этого:

должны быть разработаны средства и методы предварительной ориентировки учащегося, полной его ориентировки в учебном процессе, организации процесса усвоения и контроля;

должны быть известны четкие измеримые критерии обученности - конечные и текущие;

инструктор или ЭВМ должны оценивать степень обученности и формировать дифференцированные программы обучения;

программы обучения должны содержать комплекс вариантов разной сложности, позволяющих достигнуть целей обучения.