2.2.1. Деятельность эксплуатационного персонала ТЭС, предприятий электрических и тепловых сетей обладает рядом специфических особенностей (большой поток информации, ограниченное время на принятие решения, повышенная ответственность за результаты своей деятельности и т.д.), которые требуют особого подхода к организации его подготовки.
2.2.2. В настоящее время в различных отраслях народного хозяйства уже имеется большой практический опыт подготовки персонала, который основывается на передовых психолого-педагогических и научно-методических принципах организации учебного процесса.
Эти принципы в основном сводятся к следующему: эффективность работы эксплуатационного персонала, в первую очередь принятие и реализация решений, определяется психологической составляющей деятельности человека - умением ориентироваться в процессе своей деятельности.
Ориентировка формируется и функционирует в условиях реализации целей на трех уровнях:
"смысловом", т.е. на уровне основных целей, реализуемых в процессе конкретной деятельности;
"функциональном", т.е. на уровне осознания ситуации и выбора способов изменения режимов функционирования технической системы;
"операционном", т.е. на уровне условий исполнения принятого решения.
2.2.3. В основе обучения должно лежать управляемое формирование у эксплуатационного персонала:
полной ориентировки в целях, условиях выбора и исполнения профессиональной деятельности;
способности регуляции функциональных состояний;
мотивационной направленности практической деятельности.
2.2.4. В реальной деятельности персонала упомянутые уровни существуют одновременно и неразрывно. В процессе обучения каждый уровень должен формироваться отдельно в виде специфической "учебной деятельности", затем отрабатываются взаимосвязи и взаимопереходы между ними.
2.2.5. Программа обучения должна быть дифференцированной, зависящей от уровня знаний и натренированности обучаемых.
2.2.6. На предварительном этапе организации управляемого формирования деятельности персонала должны быть решены следующие задачи:
выделены и зафиксированы цели обучения, в качестве которых выступает эталонная деятельность. Эталонная деятельность и ее требуемые характеристики должны быть описаны с достаточной подробностью и заранее известны;
выделено и зафиксировано психологическое содержание эталонной деятельности (уровни ориентировки и взаимосвязи между ними);
выделено и определено содержание "учебной деятельности" трех уровней;
разработаны учебные материалы (ориентировочные схемы, комплекты учебно-тренировочных задач и т.п. для каждого уровня "учебной деятельности").
Учебно-тренировочные задачи должны составляться в основном в проблемном виде.
2.2.7. Процесс обучения должен быть управляем, для этого:
должны быть разработаны средства и методы предварительной ориентировки учащегося, полной его ориентировки в учебном процессе, организации процесса усвоения и контроля;
должны быть известны четкие измеримые критерии обученности - конечные и текущие;
инструктор или ЭВМ должны оценивать степень обученности и формировать дифференцированные программы обучения;
программы обучения должны содержать комплекс вариантов разной сложности, позволяющих достигнуть целей обучения.