Статус документа
Статус документа

Основные научно-технические требования к созданию отраслевой системы подготовки эксплуатационного персонала энергопредприятий с использованием технических средств

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ОСПЭП

1.1. Система ОСПЭП предназначена для групповой подготовки эксплуатационного персонала тепловых электростанций, предприятий тепловых и электрических сетей, энергосистем и поддержания квалификации эксплуатационного персонала на высоком уровне.

1.2. Система ОСПЭП создается для повышения надежности, безопасности и эффективности эксплуатации энергетического оборудования предприятий и энергосистем за счет совершенствования деятельности эксплуатационного персонала.

1.3. Современная энергетическая установка на тепловой электростанции представляет собой сложный многокомпонентный автоматизированный комплекс оборудования, установок, систем контроля и управления, объединенных основным и вспомогательным технологическими процессами выработки тепловой и электрической энергии. В общем случае энергоблок может быть рассмотрен как единая система "человек-машина", где на человека-оператора возлагаются специфические функции, которые должны быть увязаны со второй составляющей системы, с "машиной". В своей практической деятельности оперативный персонал вступает во взаимодействие с системой контроля и управления и имеет возможность активно влиять на технологический процесс.

1.4. Деятельность эксплуатационного персонала ТЭС, предприятий электрических и тепловых сетей обладает специфическими особенностями: восприятие большого потока информации, ограниченное время для ее осмысливания и принятия решения, повышенный риск получения отрицательного результата от принятого решения, высокая ответственность за результаты своей деятельности.

При существующей правовой практике в отрасли эксплуатационный персонал несет групповую ответственность за любые неплановые состояния технологического процесса, даже возникшие не по его вине, а из-за отказа "машинной" составляющей единой системы, будь то система контроля и управления или оборудование и установки.

Деятельность оператора осложнена также тем, что подавляющую часть своего рабочего времени он проводит в "комфортных" условиях, когда при стационарном режиме работы оборудования он исключен системами АСУ ТП из активной производственной деятельности. При неплановых ситуациях он попадает в стрессовую обстановку.

1.5. Обучение эксплуатационного персонала на действующем оборудовании является затяжным и дорогостоящим процессом (опыт показывает, что квалификация приобретается через 3-5 лет работы на одном рабочем месте) из-за невозможности воспроизведения условий, необходимых для изучения аварийных режимов и работы оборудования на предельных мощностях, опасности создания аварийных ситуаций и выхода из строя оборудования вследствие неправильных действий обучаемого.

Указанные недостатки отсутствуют при групповой форме обучения с помощью технических средств, имитирующих технологический процесс работы энергоблока. При этом продолжительность подготовки оперативного персонала резко сокращается, в учебном и тренировочном процессе должны быть применены отработанные психолого-педагогической наукой высокоэффективные методы усвоения учебных знаний и выработаны навыки практической деятельности.

1.6. Необходимость поддержания квалификации эксплуатационного персонала на должном уровне вызвана:

задачей обеспечения надежной и безопасной работы энергооборудования и установок в условиях отказов и вывода из работы отдельных подсистем АСУ ТП, необходимостью выполнения части технологических операций вручную;

введением в работу АСУ ТП, объективно уменьшающих степень участия человека в технологическом процессе и создающих возможность "самоисключения" персонала из рабочего цикла;

увеличением продолжительности работы энергооборудования в базовой части суточного графика нагрузки в результате ввода в работу энергоагрегатов, специально предназначенных для покрытия пиковой части суточного графика. Стабильная нагрузка оборудования обеспечивается автоматическими системами управления, когда оперативный персонал исключен из процесса управления. Режимы плановых пусков и остановов становятся крайне редкими и эксплуатационный персонал теряет навыки их выполнения;

различием рабочих мест операторов на разных энергопредприятиях вследствие высокой динамики развития технических средств АСУ ТП, требующим освоения новых средств представления информации, органов управления, мест их расположения, способов пользования;

естественной сменой персонала по возрастным причинам, текучестью кадров (уход людей, осваивавших оборудование при вводе в работу в период строительства энергообъектов);

возрастающими материальными потерями народного хозяйства от аварий на энергетических объектах.

1.7. Поддержание квалификации эксплуатационного персонала на должном уровне в перспективе может осуществляться непосредственно на его рабочем месте средствами АСУ ТП. Возможность такого решения обеспечивается наличием в системе АСУ ТП вычислительной техники и представлением информации в концентрированном виде на дисплеях. Установка дополнительного специализированного дисплея позволит оператору вести диалог с системой управления, получать справочную информацию, проводить подготовку к планируемым изменениям режимов. Использование АСУ ТП для этих целей может быть проверено на гидроэлектростанциях, имеющих упрощенные технологические процессы выработки электроэнергии и дисплейные системы управления, где может быть реализован режим работы АСУ ТП "Советчик".