5.1 Требования к испытательному оборудованию и погрешности измерений
5.1.1 Погрешности показаний измерительной системы не должны превышать значений, указанных в таблице 6, для соответствующих диапазонов измерений.
Таблица 6
Измеряемый параметр | Диапазон измерений | Погрешность, не более | Вид испытаний | |
Угол поворота рулевого колеса, ...° | ±1080 | ±2 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3) | |
±270 | ±1 | Испытания "стабилизация" (5.4), "рывок руля" (5.6), "поворот" и "переставка" (5.7) | ||
±30 | ±0,5 | Испытания "прямая" (5.8) | ||
Усилие на рулевом колесе, даН | без усилителя | ±70 | ±1 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3) |
с усилителем | ±30 | ±0,5 | ||
Скорость ATС, км/ч | От 10 до 150 | ±0,5 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3). | |
Угловая скорость АТС, град/с | ±60 | ±0,5 | Испытания "рывок руля" (5.6) | |
Боковое ускорение, м/с | ±10 | ±0,15 | ||
Угол крена АТС, ...° | ±15 | ±0,25 | Испытания "опрокидывание на стенде" (5.5) | |
Угол наклона платформы стенда-опрокидывателя, ...° | ±70 | ±0,25 | ||
Линейные размеры, мм | До 500 | ±3 | Испытания "опрокидывание на стенде" (5.5), "поворот" и "переставка" (5.7), "прямая" (5.8) | |
Св. 500 до 5000 | ±5 | |||
Св. 5000 | ±10 | Испытания "поворот" и "переставка" (5.7) | ||
Время, с | - | ±0,1 | Определение усилия на рулевом колесе (5.3). | |
Температура, °С | - | ±1 | - |
5.1.2 Датчики для измерения различных параметров должны быть установлены в соответствии с инструкциями их использования и обеспечивать требуемую точность измерений.
5.1.3 Страховочные приспособления, предотвращающие опрокидывание АТС при испытаниях, должны быть оснащены элементами, защищающими от повреждений внешние панели и детали АТС.
5.1.4 Для определения поперечной статической устойчивости АТС используют стенд (стенд-опрокидыватель), имеющий платформу, размеры которой позволяют разместить автомобиль, прицеп или седельный автопоезд.
Опорная поверхность платформы стенда должна поворачиваться вокруг оси, параллельной продольной оси АТС, на угол не менее 60° относительно горизонтальной плоскости. Платформа должна быть оснащена страховочными приспособлениями в виде цепей или тросов и упорами, которые должны предотвращать скольжение шин АТС в поперечном направлении.
5.1.5 АТС при дорожных испытаниях не должны сбивать вертикальные элементы разметок полос движения.
5.2 Условия проведения испытаний
5.2.1 Испытания проводят при соблюдении правил техники безопасности, приведенных в приложении В.
5.2.2 Техническое состояние АТС, их агрегатов и узлов должно соответствовать техническим условиям или другой технической документации предприятия-изготовителя, утвержденной в установленном порядке.
Седельные тягачи испытывают в составе автопоезда, при этом прицепной состав испытывают со штатными тягачами.
Допускается проведение испытаний прицепов на статическую устойчивость без тягача.
5.2.3 При проведении испытаний должны соблюдаться требования руководства по эксплуатации.
5.2.4 Износ шин АТС перед испытаниями должен быть равномерным и не должен превышать 40% полной высоты протектора.
5.2.5 Перед испытаниями предприятие-изготовитель или заказчик испытаний должны представить техническое описание объектов по форме, приведенной в приложении Г.
5.2.6 Перед испытаниями АТС нагружают до полной массы, заявленной предприятием-изготовителем.
Масса балласта, имитирующего людей, должна соответствовать следующим значениям:
- водитель и единица обслуживающего персонала в грузовом автомобиле и автобусе - (75±1) кг;
- водитель легкового автомобиля, пассажир легкового автомобиля и автобуса - (68±1) кг.
Масса балласта, имитирующего людей, для АТС, разработанных по заказу Минобороны России, должна соответствовать значениям, указанным в нормативной документации.
В качестве балласта, имитирующего людей, рекомендуется применять объемные манекены.
Платформы грузовых автомобилей и прицепов нагружают балластом в соответствии с их грузоподъемностью таким образом, чтобы высота центра массы балласта над платформой соответствовала высоте центра масс при равномерном распределении по платформе груза плотностью (0,80±0,05) т/м. Для полноприводных грузовых автомобилей центр массы балласта должен располагаться на высоте середины бортов платформы с учетом надставных бортов.
Специализированные АТС испытывают при высоте центра массы балласта, исходя из плотности груза, для перевозки которого предназначено данное специализированное АТС, подтвержденной документацией предприятия-изготовителя.
В качестве балласта для цистерн допускается использовать воду.