Статус документа
Статус документа

Руководство по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов

2.3. Установление источников коррозионного воздействия

2.3.1. До разработки проекта противокоррозионной защиты металлоконструкции необходимо установить основные источники и степень агрессивного воздействия среды на конструкции. Основные показатели агрессивного воздействия природных и рабочих сред приведены в [2] и в Рекомендациях по проектированию защиты от коррозии строительных металлоконструкций, М.: ЦНИИпроектсталеконструкция, 1988.

2.3.2. Установление основных источников агрессивного воздействия производят на основании результатов специального обследования и данных, полученных во время периодических осмотров.

2.3.3. При старении слоя лакокрасочного покрытия происходят необратимые изменения его защитных и физико-механических свойств. Снижение защитных свойств лакокрасочного покрытия приводит к появлению и развитию коррозии металла.

Степень коррозионного воздействия на поверхности металлоконструкций зависит от ряда факторов, к которым, в частности, относятся:

- Конструктивные недостатки сооружения. Недостатки водоотвода - неправильное место установки водоотводных трубок или недостаточная их длина, что приводит к обводнению нижележащих элементов металлоконструкций. Недостатки конструкции деформационных швов, приводящие к попаданию воды на близлежащие металлоконструкции. Наличие замкнутых полостей, пазух, плохо проветриваемых поверхностей, зазоров в стыках и т.п.

- Ошибки, допущенные при проектировании и в ходе проводимых ранее окрасочных работ - недостаточная или небрежная предварительная обработка поверхностей, неправильно выбранная система защитного покрытия, тип лакокрасочного материала, несоблюдение технологического процесса окраски, применение некачественных лакокрасочных материалов.

- Отсутствие или некачественное выполнение работ по содержанию.

- Повреждения гидроизоляции приводят к протечкам через плиту проезжей части на металлоконструкции.

- Несвоевременность и низкое качество периодической подкраски, проводимой во время эксплуатации сооружения. Окраска, проводимая без очистки поверхности элементов от загрязнений, без удаления низлежащего дефектного покрытия приводит в большинстве случаев к ускорению коррозионных процессов.

- Периодическое увлажнение всех металлоконструкций атмосферными осадками - дождем, снегом, туманом, росой. Дождь и снег для мостовых сооружений с ездой поверху воздействуют, в основном, на фасадные поверхности крайних балок (главным образом, на нижний пояс и нижнюю часть стенки) и элементы пилонов, арок, подпруг, стоек, если такие имеются. Воздействие тумана и росы на элементы металлоконструкций, закрытые от прямого попадания дождя и снега плитой проезжей части, может вызвать поверхностную коррозию, с образованием язв в слабозащищенных местах, где лакокрасочное покрытие имеет дефекты. Как правило, воздействие тумана и росы более сильно проявляется у низких мостов, у которых металлоконструкции расположены близко к поверхности воды.

- Применение в зимнее время антиобледенительных средств, содержащих агрессивные хлористые соединения, является фактором, усиливающим коррозионную активность в тех местах, где на поверхность металлоконструкций попадает вода с проезжей части как в результате прямых протечек, так и при оседании на поверхности элементов жидко-капельного тумана, образующегося при движении автотранспорта.

- Применение песка и пескосоляных смесей в период образования гололеда приводит к нарушению целостности защитных лакокрасочных покрытий на металлических конструкциях мостов в результате абразивного воздействия песчинок, мелких частиц гравия и кристаллов твердых хлоридов, вылетающих из-под колес движущегося автотранспорта. В результате взаимодействия упомянутых частиц с поверхностью ЛКП происходят деформации, просечки, отслоения лакокрасочной пленки и далее - коррозия металла, усиливающаяся при воздействии агрессивных хлористых соединений.

- Воздействие прямого солнечного излучения, особенно ультрафиолетовой части его спектра, ускоряет деструкцию (разрушение) ЛКП, особенно в комплексе с воздействием влаги, абразивных частиц и хлоридов.

Разрушение покрытия ведет к появлению незащищенных участков металла и, в конечном итоге, к его коррозионному разрушению.

2.3.4. В условиях повышенного агрессивного воздействия находятся, как правило, следующие поверхности конструкции:

- поверхности, расположенные на расстоянии 0,5-1 м от деформационных швов;

- поверхности элементов, расположенные у водоотводных трубок;

- поверхности у мест протечек через плиту проезжей части;

- фасадные поверхности балок пролетных строений со сплошной стенкой, со стороны соседнего мостового сооружения;

- поверхности элементов главных ферм с ездой понизу, расположенные на высоте до 2,0-2,5 м от уровня проезжей части;

- нижние узлы главных ферм сквозных пролетных строений с ездой понизу;

- поверхности, обращенные вниз к воде у мостов малой высоты;

- элементы силовых ограждений, мачты освещения, конструкции перильных ограждений.

Данные о степени коррозионного воздействия на различные элементы мостовых металлоконструкций приведены в приложении 3.