Статус документа
Статус документа

Руководство по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов

2.2. Организация контроля состояния
противокоррозионных покрытий металлоконструкций

2.2.1. Контроль состояния противокоррозионных покрытий металлоконструкций входит составной частью в комплекс мероприятий по надзору за мостовыми сооружениями. В состав надзора входят: постоянный надзор, текущие и периодические осмотры, а также специальные осмотры (обследования), проводимые в соответствии с требованиями [10].

2.2.2. Весь комплекс работ по надзору за мостовым сооружением ставит своей целью своевременно обнаружить повреждения и дефекты, чтобы предотвратить снижение его транспортно-эксплуатационных качеств или предупредить возможность этого явления.

2.2.3. Все виды осмотров (кроме обследования) осуществляются техническим персоналом дорожных эксплуатационных хозяйств, а обследования - специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение таких работ.

2.2.4. Постоянный надзор состояния защитных покрытий металлоконструкций должны выполнять мостовые мастера, обслуживающие свои участки по длине моста, в режиме ежедневного обхода своего участка. При этом осуществляется визуальный осмотр поверхностей основных конструкций.

2.2.5. Текущие осмотры проводят раз в квартал. При этом осмотру подвергаются все окрашенные поверхности элементов моста с выявлением в них дефектов и повреждений. В таких осмотрах участвует инженер-мостовик, который выявляет повреждения покрытия, требующие устранения силами дорожно-эксплуатационного участка, и прочие.

2.2.6. Периодические осмотры проводят в случаях обнаружения дефектов, требующих устранения силами специализированных организаций. К таким осмотрам привлекаются организации и специалисты, имеющие право на данные виды работ. В рамках периодических осмотров производится оценка технического состояния защитных покрытий, даются рекомендации по срокам проведения ремонта защитного покрытия.

2.2.7. Проведению капитальных ремонтных работ по восстановлению противокоррозионных покрытий больших мостов должно предшествовать специальное предремонтное обследование, которое выполняют с привлечением специализированных служб и организаций. Предремонтное обследование поверхностей металлоконструкций должно проводиться с учетом положений, изложенных в нормативных документах [2, 4, 7, 10, 11, 12, 13, 14].

2.2.8. Задачей предремонтного обследования является получение исходных данных для выбора систем лакокрасочного покрытия, разработки технологического регламента и проекта производства работ по ремонту, в том числе:

- состав покрытия (материалы грунтовочного и покрывных слоев, их количество);

- продолжительность эксплуатации конструкций с покрытиями, в том числе после последнего ремонта покрытия;

- адгезия покрытия к металлу и межслойная адгезия;

- толщина покрытия;

- площадь повреждения покрытия;

- площадь поверхности конструкций, покрытая продуктами коррозии, вид и глубина проникновения коррозии;

- наличие продуктов коррозии под поверхностью покрытия;

- возможность местной механической очистки конструкций от продуктов коррозии с целью проведения частичного восстановления защитных покрытий;

- источники агрессивного воздействия, вызывающие местное разрушение покрытий и коррозию металла;

- динамика разрушения покрытий и появление признаков коррозии в зависимости от удаления от источников загрязнения, изменение расположения поверхностей элементов конструкций в пространстве, наличие щелей, узких зазоров, сварных швов, острых кромок, дефектов изготовления.

2.2.9. Данные о типе существующего покрытия и продолжительности эксплуатации необходимы для определения требований к подготовке поверхности при проведении ремонтной окраски и выбору лакокрасочных материалов. Информация может быть получена из технической документации, однако довольно часто приходится констатировать отсутствие достоверных сведений по окраске моста. В этом случае, при проведении обследования совместимость предыдущего покрытия с планируемой системой окраски определяют испытанием. В ряде случаев может быть установлено, что отдельные конструкции или части элементов в период эксплуатации окрашивались различными лакокрасочными материалами и различным числом слоев. На это следует обращать внимание.

2.2.10. Адгезия определяется методом решетчатых надрезов в соответствии с ГОСТ 15140.

2.2.11. Толщину существующего покрытия устанавливают при помощи магнитных, электромагнитных или индукционных толщиномеров. Число слоев может быть установлено исследованиями среза покрытия под увеличением. За толщину покрытия в точке принимают среднее из пяти измерений на участке 10x10 см.

2.2.12. Оценка защитных свойств существующего покрытия производится визуально по внешнему виду по площади разрушений и по степени разрушения в баллах в соответствии с ГОСТ 9.407 (см. табл.2.1).

Таблица 2.1

Оценка защитных свойств покрытия по ГОСТ 9.407