7.2.1. Обеспеченная на дороге видимость является важнейшим показателем ее транспортно-эксплуатационных качеств и безопасности движения. Фактические расстояния видимости на кривых в плане и в продольном профиле определяют скорости движения, которые при недостаточной видимости существенно снижаются по сравнению со скоростями, обеспечиваемыми радиусами кривых и коэффициентами сцепления дорожных покрытий. При равных значениях видимости количество ДТП на участках вертикальных кривых примерно в 2 раза выше, чем на кривых в плане, что указывает на необходимость повышенного внимания к обеспечению видимости при проектировании продольного профиля.
7.2.2. Рекомендуется, учитывая условия местности, принимать расстояния видимости поверхности дороги не менее 450 м. Отход от этого требования возможен лишь при наличии экономического обоснования. Минимальное расстояние видимости не должно быть меньше расстояний, установленных действующими стандартами и нормами.
7.2.3. Минимальное расстояние видимости поверхности дороги рассчитано на время реакции водителя 1,0 с. Повсеместно применение этого норматива приводит к созданию сложных дорожных условий: затрудняется или становится невозможным обгон, увеличивается напряженность работы водителя, возрастает вероятность ДТП. При реконструкции, капитальном ремонте, и особенно при проектировании новых дорог, рекомендуется везде, где это возможно, обеспечивать расстояние видимости поверхности дороги из условия времени реакции водителя: для дорог I категории 2,5 с, для дорог II и III категорий 2,0 с и для дорог IV и V категорий 1,5 с. Рекомендуемые расстояния видимости при расчете вертикальных кривых и срезок видимости на кривых в плане приведены в табл.7.1.
Таблица 7.1
Условия применения | Расстояние видимости, м, при скорости движения, км/ч | |||
80 | 100 | 120 | 140 | |
В исключительных условиях (минимальное расстояние видимости) | 100 | 140 | 175 | 225 |
В сложных условиях рельефа | 110 | 170 | 200 | 300 |
Допустимое ограничение видимости (не чаще 1 раза на 2 км) из условия обеспечения зрительной ясности дороги | 250 | 280 | 340 | 430 |
7.2.4. Расстояние видимости в продольном профиле обеспечивается благодаря вписыванию вертикальных выпуклых кривых. Рекомендуемые радиусы их приведены в табл.7.2.
Таблица 7.2
Условия применения | Минимальные радиусы выпуклых вертикальных кривых, м, при расчетной скорости движения, км/ч | |||
80 | 100 | 120 | 140 | |
Минимально допустимые в сложных условиях (расчетное время реакции водителя 1,0 с) | 5000 | 10000 | 15000 | 27000 |
Рекомендуемые (расчетное время реакции водителя 2,0 с) | 10000 | 20000 | 30000 | 45000* |
________________
* Из условия расчетного времени реакции водителя 2,5 с.
7.2.5. Построение линейного графика видимости является обязательным при разработке мероприятий по повышению безопасности движения и пропускной способности дороги. Участки с недостаточной видимостью необходимо перестраивать в первую очередь.
7.2.6. В трудных условиях холмистого рельефа, когда невозможно выполнить рекомендации пп.7.2.3 и 7.2.4 на всем протяжении дороги, для осуществления обгонов необходимо не реже чем через 3-4 км устраивать на прямых и кривых больших радиусов специальные обгонные участки с обеспеченной видимостью. Минимальную длину обгонного участка принимают в зависимости от расчетной скорости движения на подходах к этому участку, обеспечиваемой геометрическими элементами.
Расчетная скорость, км/ч | 120 | 100 | 80 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Длина обгонного участка, км | 2,0-2,5 | 1,5-1,7 | 1,0-1,1 | 0,75 | 0,60 | 0,50 | 0,40 |