4.2.1. Вираж является эффективным средством повышения удобства и безопасности движения на кривых малых радиусов; его рекомендуется устраивать, если это позволяют условия водоотвода, на всех кривых с радиусом менее 2000 м.
Наличие виража облегчает управление автомобилем, способствует увеличению устойчивости автомобиля на кривой.
4.2.2. При назначении уклонов виражей следует исходить из условия, что при движении с расчетной скоростью часть поперечной силы, уравновешивающейся за счет виража, не должна быть более 1/3, а 2/3 должны уравновешиваться за счет поперечного сцепления шин с покрытием. Величину уклона виража рассчитывают по формуле (3.1)*, но при этом уклон виража не должен превышать предельных значений, установленных действующими нормами.
______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
, (4.1)
где - уклон виража, ‰,
- скорость движения, м/с;
- радиус кривизны в конце переходной кривой, м;
- коэффициент поперечной силы, принимается равным 0,15, в сложных условиях - 0,20.
4.2.3. Для того чтобы уменьшить дополнительный продольный уклон на участке отгона виража и улучшить зрительную плавность внешней кромки кривой, переход от двускатного профиля к односкатному лучше осуществлять путем вращения проезжей части вокруг ее оси.
4.2.4. На участках горных дорог с серпантинами рекомендуется устраивать ступенчатый вираж (рис.4.1), позволяющий повысить скорость и безопасность движения. При этом средняя часть проезжей части выполняется с поперечным уклоном, соответствующим радиусу кривой, а внутренним и внешним полосам на ширину не менее 2 м придают уклон: больше на 10-20‰ для внутренней и на 10-40‰ для внешней полос (в зависимости от радиуса кривой и состава движения). В этих случаях с учетом местных условий рекомендуется в соответствии с действующими нормами увеличивать общую ширину проезжей части в пределах кривой.
Рис.4.1. Схема устройства ступенчатого виража на кривых малого радиуса