Статус документа
Статус документа

Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах

1.6. Метод конфликтных ситуаций

1.6.1. Метод конфликтных ситуаций используется при разработке проектов реконструкции сложных участков дорог. Под конфликтной понимается дорожно-транспортная ситуация, возникающая между участниками дорожного движения или движущимся автомобилем и обстановкой дороги, при которой существует опасность ДТП, но в действиях участников движения не происходит изменений и они могут продолжать движение. Для использования метода конфликтных ситуаций необходимы данные о режимах движения, получаемые с помощью автомобилей-лабораторий.

1.6.2. Показателем наличия конфликтной ситуации является изменение скорости или траектории движения автомобиля. Степень опасности этой ситуации характеризуется отрицательными продольными и поперечными ускорениями, возникающими при маневрах автомобилей. Конфликтные ситуации по степени опасности делятся на три типа: легкие, средние, критические (табл.1.17).

Таблица 1.17

Критерии конфликтных ситуаций

Начальная скорость движения, км/ч

Ускорения, м/с, для конфликтной ситуации


легкой

средней  

критической

Отрицательные продольные ускорения

Более 100

Менее 0,9

Менее 1,1

1,5

80-100

1,5±0,5

2,3±0,3

2,7

Менее 80

2,9±0,8

3,0±0,7

3,8

Поперечные ускорения

Более 100

Менее 0,3

Менее 0,7

0,8

80-100

0,5±0,1

0,8±0,3

1,2

Менее 80

1,0±0,2

1,4±0,2

1,7

1.6.3. Количество конфликтных ситуаций каждого типа определяется при реконструкции дорог с использованием метода наблюдений, а при новом строительстве - метода математического моделирования. Количество конфликтных ситуаций разной опасности приводят к критическим по формуле

,                                        (1.16)


где - количество конфликтных ситуаций, приведенных к критическим;

- количество легких конфликтных ситуаций за время ;

- то же, средних конфликтных ситуаций;

- то же, критических конфликтных ситуаций.

1.6.4. Участки дорог по опасности оценивают исходя из следующих значений числа конфликтных ситуаций.

Число конфликтных ситуаций

на 1 млн. авт.-км

Менее 210

210-310

310-460

более 460

Характеристика опасности

Неопасно

Малоопасно

Опасно

Очень опасно


В проектах нового строительства и реконструкции дорог недопустимы участки с количеством конфликтных ситуаций, приведенных к критическим, более 210, а при разработке проектов по организации движения на эксплуатируемых дорогах количество конфликтных ситуаций, приведенных к критическим, должно быть менее 310.

1.6.5. Относительная аварийность на участках дорог с возможными конфликтными ситуациями рассчитывается по формуле

,                                             (1.17)


где - относительная аварийность, ДТП на 1 млн. авт.-км;

- длина участка, где возникают конфликтные ситуации, км.

1.6.6. Возможное количество ДТП при проектировании дорог можно рассчитать по формуле

,                                                                   (1.18)


где - возможное количество ДТП за год;

- относительная аварийность (по формуле 1.5), ДТП на 1 млн. авт.-км;