1.6.1. Метод конфликтных ситуаций используется при разработке проектов реконструкции сложных участков дорог. Под конфликтной понимается дорожно-транспортная ситуация, возникающая между участниками дорожного движения или движущимся автомобилем и обстановкой дороги, при которой существует опасность ДТП, но в действиях участников движения не происходит изменений и они могут продолжать движение. Для использования метода конфликтных ситуаций необходимы данные о режимах движения, получаемые с помощью автомобилей-лабораторий.
1.6.2. Показателем наличия конфликтной ситуации является изменение скорости или траектории движения автомобиля. Степень опасности этой ситуации характеризуется отрицательными продольными и поперечными ускорениями, возникающими при маневрах автомобилей. Конфликтные ситуации по степени опасности делятся на три типа: легкие, средние, критические (табл.1.17).
Таблица 1.17
Критерии конфликтных ситуаций | Начальная скорость движения, км/ч | Ускорения, м/с, для конфликтной ситуации | ||
легкой | средней | критической | ||
Отрицательные продольные ускорения | Более 100 | Менее 0,9 | Менее 1,1 | 1,5 |
80-100 | 1,5±0,5 | 2,3±0,3 | 2,7 | |
Менее 80 | 2,9±0,8 | 3,0±0,7 | 3,8 | |
Поперечные ускорения | Более 100 | Менее 0,3 | Менее 0,7 | 0,8 |
80-100 | 0,5±0,1 | 0,8±0,3 | 1,2 | |
Менее 80 | 1,0±0,2 | 1,4±0,2 | 1,7 |
1.6.3. Количество конфликтных ситуаций каждого типа определяется при реконструкции дорог с использованием метода наблюдений, а при новом строительстве - метода математического моделирования. Количество конфликтных ситуаций разной опасности приводят к критическим по формуле
, (1.16)
где - количество конфликтных ситуаций, приведенных к критическим;
- количество легких конфликтных ситуаций за время ;
- то же, средних конфликтных ситуаций;
- то же, критических конфликтных ситуаций.
1.6.4. Участки дорог по опасности оценивают исходя из следующих значений числа конфликтных ситуаций.
Число конфликтных ситуаций на 1 млн. авт.-км | Менее 210 | 210-310 | 310-460 | более 460 | |||
Характеристика опасности | Неопасно | Малоопасно | Опасно | Очень опасно |
В проектах нового строительства и реконструкции дорог недопустимы участки с количеством конфликтных ситуаций, приведенных к критическим, более 210, а при разработке проектов по организации движения на эксплуатируемых дорогах количество конфликтных ситуаций, приведенных к критическим, должно быть менее 310.
1.6.5. Относительная аварийность на участках дорог с возможными конфликтными ситуациями рассчитывается по формуле
, (1.17)
где - относительная аварийность, ДТП на 1 млн. авт.-км;
- длина участка, где возникают конфликтные ситуации, км.
1.6.6. Возможное количество ДТП при проектировании дорог можно рассчитать по формуле
, (1.18)
где - возможное количество ДТП за год;
- относительная аварийность (по формуле 1.5), ДТП на 1 млн. авт.-км;