1.3.1. Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок (начальная скорость движения).
1.3.2. Для определения коэффициентов безопасности при построении теоретического графика скоростей движения по дороге в обычную методику расчета скоростей вносят изменения, направленные на учет опасных ситуаций:
а) для реконструируемых дорог не принимают во внимание общие ограничения скорости движения Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зонах действия дорожных знаков и др.);
б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных подъемах горных дорог) график коэффициентов безопасности можно строить только для того направления, в котором может быть развита наибольшая скорость;
в) не учитывают участки постепенного снижения скорости, необходимые для безопасного въезда на кривые малых радиусов, на пересечения, узкие мосты, т.е. берут соотношение скорости, обеспечиваемой данным участком, и максимально возможной скорости в конце предшествующего участка.
1.3.3. Для построения графика коэффициентов безопасности (рис.1.1) в конце каждого участка определяют максимальную скорость, которую можно развить без учета условий движения на последующих участках.
Рис.1.1. Линейный график скоростей движения одиночных автомобилей и график коэффициентов безопасности
Для расчета скоростей движения рекомендуется использовать программы для ЭВМ, разработанные МАДИ или НПО "Кредо-Диалог".
1.3.4. Участки по опасности для движения оценивают исходя из значений коэффициента безопасности. В проектах новых дорог недопустимы участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8. В проектах реконструкции и капитального ремонта допустимые значения коэффициента безопасности принимаются по табл.1.6.
Таблица 1.6
Степень опасности участка дороги | Коэффициент безопасности при отрицательных ускорениях, м/с | ||
0,5-1,5 | 1,5-2,5 | ||
Начальная скорость движения 60-80 км/ч | |||
Неопасный | Более 0,6 | Более 0,65 | |
Опасный | 0,45-0,6 | 0,55-0,65 | |
Очень опасный | Менее 0,45 | Менее 0,5 | |
Начальная скорость движения 85-100 км/ч | |||
Неопасный | Более 0,7 | Более 0,75 | |
Опасный | 0,55-0,7 | 0,6-0,75 | |
Очень опасный | Менее 0,55 | Менее 0,6 | |
Начальная скорость движения 105-120 км/ч | |||
Неопасный | Более 0,8 | Более 0,85 | |
Опасный | 0,65-0,8 | 0,7-0,85 | |
Очень опасный | Менее 0,65 | Менее 0,7 |
1.3.5. Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности.