1.2.1. Для выявления опасных участков на основе данных о ДТП рекомендуется следующий порядок работ:
1. Проведение предварительных исследований, в состав которых входят: нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД; выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью, с использованием критериев, изложенных в пп.1.2.3.
2. Проведение детальных исследований на выявленных участках с повышенной аварийностью. Целью является выяснение основных причин ДТП на каждом из участков и разработка мероприятий по их предотвращению.
1.2.2. Детальные исследования включают в себя:
- составление крупномасштабной схемы участка, на который с помощью условных обозначений наносят все ДТП. Анализ полученной диаграммы позволяет выделить однотипные ДТП и определить их причины;
- сбор информации о дорожных условиях и организации движения на исследуемом участке (ширина проезжей части, обочин, разделительных полос, ровность и коэффициент сцепления покрытия, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане, видимость, крутизна откосов насыпи, планировочные решения пересечений, наличие и характеристика застройки, дорожная разметка, знаки, ограждения);
- исследование движения: подсчет интенсивности движения, измерение скоростей автомобилей, их траекторий, фиксирование конфликтных ситуаций;
- разработку мероприятий по повышению безопасности движения.
1.2.3. Участки концентрации ДТП выявляют на основе метода последовательных приближений, обеспечивающего наиболее высокую точность определения таких участков при наличии полной (с точностью до метров) информации о местоположении ДТП и сведений о среднегодовой суточной интенсивности движения. Учитывая, что рассматриваемый метод требует большого объема вычислений, для его применения рекомендуется использовать специальные компьютерные программы.
1.2.4. Для выполнения инженерных расчетов по выявлению участков концентрации ДТП необходимы следующие исходные данные:
- сведения об адресах ДТП, повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;
- сведения о среднегодовой суточной интенсивности движения за расчетный период;
- данные о фактическом расстоянии между стойками указателей километров на дороге.
1.2.5. Участки концентрации ДТП выявляют на основе следующих стандартных показателей аварийности:
- абсолютного количества ДТП, совершенных на рассматриваемом участке дороги за расчетный период;
- коэффициента относительной аварийности (количества ДТП, приходящегося на 1 млн. авт.-км), вычисляемого по формуле (1.1).
1.2.6. При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт./сут к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, приведенных в табл.1.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее 0,3.
Таблица 1.1
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации | ||||
до 200 | 200-400 | 400-600 | 600-800 | 800-1200 | |
3000-7000 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
7000-11000 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
11000-13000 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |
13000-15000 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 |
15000-17000 | 3 | 4 | 5 | 5 | 6 |
17000-20000 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Свыше 20000 | 4 | 4 | 6 | 6 | 8 |
1.2.7. Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают в соответствии с рекомендациями прил.8.
1.2.8. При необходимости выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут в условиях отсутствия полных данных о местоположении ДТП (отсутствует метровая привязка) допускается применять упрощенный метод, являющийся частным случаем метода последовательных приближений (см. прил.8).
1.2.9. Для выявления участков концентрации на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт./сут используются критические показатели аварийности, представленные в табл.1.2.
Таблица 1.2
Интенсивность движения, авт./сут | Минимальная плотность ДТП на участках их концентрации, | |
вне населенных пунктов | в пределах населенных пунктов | |
Менее 1000 | 0,28 | 0,38 |
1000-1200 | 0,29 | 0,42 |
1200-1400 | 0,30 | 0,53 |
1400-1600 | 0,32 | 0,60 |
1600-1800 | 0,34 | 0,64 |
1800-2000 | 0,36 | 0,72 |
2000-2200 | 0,39 | 0,85 |
2200-2400 | 0,43 | 0,90 |
2400-2600 | 0,46 | 0,94 |
2600-2800 | 0,50 | 1,00 |
2800-3000 | 0,54 | 1,20 |
3000-3200 | 0,60 | 1,25 |