Статус документа
Статус документа



ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Инструкция
по проектированию вспомогательных зданий и помещений
предприятий железнодорожного транспорта

     

Дата введения 1983-01-01


ВНЕСЕНЫ ВНИИ железнодорожной гигиены Главсанупра МПС

СОГЛАСОВАНЫ Госстроем СССР от 30 июня 1982 года N ДП 3671-1

УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем министра путей сообщений Г.Х.Савченко 14 июля 1982 года N ЦУВС/4097

ВЗАМЕН Указаний к проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта (отраслевые нормы проектирования) Транспорт. 1976 г.


"Инструкция по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта" разработана на основе и в развитие СНиП II-92-76 с учетом "Методических рекомендаций по разработке ведомственных норм проектирования вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий", утв. Госстроем СССР 29.10.1979 г.

При разработке "Инструкции" были использованы предложения управлений МПС и железных дорог сети, проектных институтов Министерства путей сообщения, Министерства транспортного строительства, Главных санитарных врачей и Дорпрофсожей дорог сети.

С введением в действие "Инструкции по проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта" утрачивают силу с 1 января 1963 г. "Указания к проектированию вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта (отраслевые нормы проектирования)", утв. МПС 10.07.1972 г. и "Нормативные указания по составу бытовых помещений для рабочих локомотивных депо и экипировочных устройств в части гардеробных, душевых, умывальных и специальных помещений" (N ЦУВСС-79 от 04.04.69 г. и N 409 ЦТД от 29.05.69 г.).

Инструкция разработана ВНИИжелезнодорожной гигиены Главсанупра МПС (Прохоров А.А., Минаев А.А., Таливанова Р.В.) при участии Управления экспертизы проектов и смет МПС (Чепуркин В.В., Барзилович Н.Ф.).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая инструкция должна соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта.

При проектировании вспомогательных зданий и помещений следует руководствоваться СНиП II-92-76, требованиями других соответствующих глав СНиП, государственными стандартами, "Санитарными правилами проектирования и эксплуатации жилых вагонов передвижных формирований железнодорожного транспорта", утвержденными Главным санитарным врачом ж.д. транспорта 28.05.1973 г. и настоящими ВСН.

При проектировании вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта в районе Байкало-Амурской магистрали необходимо дополнительно руководствоваться "Временными санитарно-техническими требованиями по организации санитарной очистки в поселках строителей БАМ", утвержденными Главбамстроем 29.08.1975 г. и "Временными санитарными правилами по устройству и эксплуатации привозного водоснабжения на строительстве БАМ", утв. Главным санитарным врачом железнодорожного транспорта 06.12.1976 г. (ЦУВС-N 6-71).

При проектировании материалов для внутренней отделки помещений, тепло-звукоизоляции необходимо руководствоваться "Перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве" (приложение к приказу Минздрава СССР от 04.05.1977 г)*.

________________

* Документы указаны по состоянию на 01.01.82 г. Необходимо руководствоваться также специальными нормативными документами, вышедшими после указанного срока.

Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.     

1.2. При установлении расчетного количества работающих помимо основного штата должны учитываться дополнительно:

на дистанциях пути - рабочие, привлекаемые в летний период на ремонтные работы и в зимний период на снего-водоборьбу. При этом количество дополнительно привлекаемых рабочих устанавливается в задании на проектирование по данным службы пути Управления железной дороги, на которой производится строительство;

на грузовых дворах - экспедиторы и шоферы, прибывающие с автотранспортом за получением груза. С учетом среднечасового количества этого контингента проектируются столовая, помещение для отдыха и уборная.

1.3. При проектировании гардеробных, умывальных, уборных из расчетного количества работающих должны исключаться лица, постоянно работающие на перегонах, если они обеспечиваются указанными санитарно-бытовыми помещениями и устройствами на месте работы, что определяется заданием на проектирование.

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

     
     Размещение вспомогательных помещений

2.1. Вспомогательные помещения следует проектировать для работающих всех служб железнодорожного транспорта и предусматривать их, как правило, кооперированными.

2.2. Вспомогательные помещения для линейных работников (монтеров пути, сигнализации и связи, электромонтеров контактной сети и др.) наряду со стационарными следует проектировать передвижными (в железнодорожных вагонах) и сборно-разборного типа.

2.3. Стационарные вспомогательные помещения должны соответствовать главе СНиП по проектированию вспомогательных зданий и помещений промышленных предприятий и настоящим ВСН.

В составе вспомогательных помещений в пунктах сбора монтеров пути на участках, обслуживаемых отдельными бригадами, следует предусматривать помещения для отдыха и обогревания рабочих с устройствами для быстрого (не более 10-15 мин) подсушивания рукавиц, комнату приема пищи, уборную.

Место для кратковременного отдыха во время работы, место приема пищи могут располагаться непосредственно в служебном помещении стационарного здания, если в помещении отсутствуют вредные факторы производственной среды и характер технологического процесса не позволяет работающим отходить от рабочего места (дежурные по депо, дикторы вокзалов, сортировочных горок, диспетчеры, стрелочники и др.). Если при этом рабочее место располагается на открытом воздухе, то в служебном помещении следует предусматривать также устройства для обогревания, сушки спецодежды, обуви (стрелочники, дежурные по станциям, разъездам, операторы технической конторы станции, сторожа по охране багажа и др.). В служебных помещениях, используемых для отдыха в рабочее время, уровень звукового давления не должен превышать величин, установленных главой СНиП по вспомогательным зданиям.

2.4. Передвижные и сборно-разборные санитарно-бытовые помещения следует предусматривать, если расстояние от рабочих мест на открытом воздухе до стационарных санитарно-бытовых помещений превышает 500 м, а в Северной строительно-климатической зоне - 300 м и рабочих не доставляют транспортными средствами от вспомогательных зданий к месту работы. Передвижные санитарно-бытовые помещения, как правило, должны размещаться не далее 150 м от фронта работ. Состав и оборудование их должны соответствовать типовым проектам.

Допускается размещать в служебном вагоне санитарно-бытовые помещения и оборудование (шкафы для одежды, помещение для приема пищи, душевую) для работников, обслуживающих рефрижераторные и багажные поезда, в соответствии с типовым проектом.

На перегонах в местах производства строительных и ремонтных работ необходимо предусматривать временные пункты обогревания и отдыха, укрытия от атмосферных осадков и солнечной радиации в виде сборно-разборных помещений, тентов и навесов, ветрозащитных щитов и др.

2.5. Санитарно-бытовые помещения для работников метрополитена, выполняющих работу по оперативному обслуживанию станций, должны быть расположены на станции, для работников остальных профессий - в наземных зданиях.

Хранение уборочного инвентаря

2.6. На пунктах экипировки пассажирских вагонов наряду с хозяйственными кладовыми для инвентаря, предназначенного для уборки помещений депо, необходимо предусмотреть кладовые с подводкой холодной и горячей воды для хранения, сушки, очистки инвентаря, предназначенного для уборки вагонов и хранения дезсредств.

2.7. При числе работающих менее 15 человек допускается хранение уборочного инвентаря в встроенном шкафу, оборудованном металлической раковиной с подводкой горячей и холодной воды, канализацией и устройством для сушки мягкого инвентаря.

3. САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Общие положения

3.1. Группы производственных процессов и необходимые санитарно-бытовые помещения и устройства следует принимать в соответствии с "Перечнем основных профессий работников железнодорожного транспорта с указанием групп производственных процессов и необходимых санитарно-бытовых помещений и устройств", утв. МПС 09.10.81 г., согласованным ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта 03.09.81 г. и Главным санитарным врачом железнодорожного транспорта 20.08.81 г. При изменении технологического процесса на производстве состав специальных санитарно-бытовых помещений может быть изменен по согласованию с органами санитарного надзора.

При проектировании гардеробных с душевыми на 10 кабин и более необходимо учитывать возможность их использования для санитарной обработки людей.

При расчете производительности прачечной и помещений химчистки следует учитывать положение п.3.27 настоящей инструкции.

     Устройство полов

3.2. Полы в гардеробных специальной одежды, душевых, преддушевых, умывальных, уборных, помещений для личной гигиены женщин, помещениях для обеспыливания и обезвреживания специальной одежды должны быть предусмотрены с покрытием керамической плиткой.

Во вспомогательных помещениях (гардеробных, преддушевых и душевых, в помещениях для обогревания), проектируемых в районах Северной строительно-климатической зоны, если они расположены на 1 этаже непосредственно над холодными (проветриваемыми) подпольями, следует предусматривать прогрев поверхности полов.

     Гардеробные

3.3. Гардеробные специальной одежды при производственных процессах групп IIIа, IIIб (при общем для этих групп количестве работающих в наиболее многочисленной смене не более 10), допускается проектировать общими для указанных групп.

При определении состава специальной одежды кроме спецодежды, выдаваемой по нормам, необходимо учитывать также применение работающими собственной рабочей одежды или форменной спецодежды, выдаваемой предприятиями независимо от норм выдачи специальной одежды.

Шкафы для уличной, домашней, специальной, форменной одежды отдельных категорий работающих (энергодиспетчеры, поездные диспетчеры, операторы поста централизации, дежурные стрелочного поста, дежурные по паркам и горкам, дежурные по станционным разъездам, дикторы горок, диспетчеры станционные и маневровые, операторы механизированных горок и др.) допускается размещать в служебном помещении, что определяется заданием на проектирование.

На дезпромстанциях должны быть отдельные гардеробные для спецодежды рабочих, обслуживающих вагоны разных категорий (I, II, III).

3.4. Кладовую загрязненной специальной одежды, как правило, необходимо располагать так, чтобы транспортировка загрязненной одежды из кладовой, производилась минуя другие бытовые помещения.

На предприятиях, где рабочим выдается теплая спецодежда (ПТО, дистанции контактной сети, дистанции пути, локомотивное депо, МК, СМП и др.) при гардеробных должны предусматриваться кладовые для ее хранения в летний и переходный периоды года. Допускается эти кладовые объединять с кладовыми чистой спецодежды, предусматривая для этого дополнительную площадь из расчета 1,5% площади гардеробной спецодежды, но не менее 3 м.

     Душевые

3.5. При душевых следует предусматривать преддушевые с входом со стороны гардеробной специальной одежды и выходом в гардеробную уличной и домашней одежды.

В душевых с количеством душевых сеток 4 и менее при отсутствии преддушевых должны предусматриваться закрытые душевые кабины.

3.6. При определении количества душевых сеток следует учитывать:

- для локомотивных бригад - среднечасовое количество (за сутки) локомотивных и поездных бригад, прибывающих в депо с коэффициентом 1,2 неравномерности подхода поездов;

- для работников по ремонту пути, сигнализации, связи и электрификации обеспеченных санитарно-бытовыми помещениями непосредственно на участках ремонта, - фактическое число, указанное в задании на проектирование.

     Умывальные

3.7. В производственных помещениях при производственных процессах групп Iв, IIг, IIIа, IIIв, IIIг (локомотивные и вагонные депо, заводы и др.) у рабочих мест необходимо предусмотреть умывальники - не менее 30% расчетного количества.

3.8. Для работающих на перегонах в летние месяцы следует предусматривать устройства для мытья лица и рук в виде рукомойников. Рукомойники должны быть под навесом вблизи мест работы. Места спуска сточной воды должны согласовываться с органами санитарного надзора.

3.9. В умывальных при производствах, связанных с загрязнением рук маслами, красителями, смолами и другими веществами, трудно смываемыми водой, а также вызывающими раздражение кожи, должны предусматриваться устройства для защитных паст и мытья рук специальными жидкостями.

3.10. Для умывания лица и рук допускается применение одиночных умывальников с подводкой теплой воды от электроводоподогревателей.

     Уборные

3.11. Для работающих на перегонах уборные должны быть не далее 300 м от места производства работ.

На участках, расположенных вне населенного пункта, допускается устройство уборных в виде временных полевых ровиков, оборудованных навесами и ветрозащитными щитами и ежедневно засыпаемых слоем земли.

3.12. При стрелочных постах в местах отсутствия наружных сетей канализации должны проектироваться люфт-клозеты. Допускается, при обосновании, устройство наружных уборных с бетонированным выгребом.

3.13. В расположенных на перегонах помещениях для обогревания или не далее 150 м от них следует предусматривать уборную.

3.14. Наружные уборные на неканализованных участках в различных климатических районах должны предусматриваться по соответствующим типовым проектам.

     Курительные

3.15. На каждой станции метрополитена для дежурного персонала необходимо предусматривать курительную.

     Помещения для отдыха в рабочее время, помещения и устройства для обогревания и охлаждения

3.16. Помещения для отдыха в рабочее время следует предусматривать в соответствии с "Перечнем основных профессий работников железнодорожного транспорта с указанием групп производственных процессов и необходимых санитарно-бытовых помещений".

З.17. Помещения для отдыха необходимо предусматривать общими для всех работающих на перегонах. Они должны обеспечивать одновременное размещение бригады монтеров пути или монтеров контактной сети, связистов, рабочих других служб, работающих на перегонах, а также временных рабочих, привлекаемых для снего- и водоборьбы.

Указанные помещения следует рассчитывать также и для обогревания, в этом случае площадь помещений принимается из расчета не менее 0,3 м на одного работающего в бригаде. В помещениях для обогревания должен быть сушильный шкаф, оборудованный местной вытяжкой для быстрого подсушивания (10-15-минутного) обуви, рукавиц, устройства для быстрого согревания рабочих (установки местного контактного, конвекционного или лучистого обогрева), умывальник, электрокипятильник, бачок для питьевой воды с фонтанирующей насадкой.

Помещения для отдыха и обогревания допускается объединять с помещением для приема пищи. В этом случае, площадь помещения принимается из расчета 1,3 м на каждое посадочное место и помещение дополнительно оборудуется холодильником и электроплиткой для подогрева пищи.

3.18. Площадь помещения для отдыха должна определяться из расчета 0,3 м в тех случаях, когда по требованиям НОТ суммарное время на отдых превышает 20 минут.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs