3.1. Летные и взлетно-посадочные полосы должны проектироваться с учетом обеспечения возможности взлета, посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом и по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.
3.2. При проектировании вертодромов рекомендуется обеспечивать взлет вертолета по-самолетному, который является наиболее экономичным по сравнению с вертолетным, так как позволяет увеличить загрузку вертолета. В случае невозможности обеспечения взлета и посадки вертолетов с коротким разбегом-пробегом допускается взлет вертолетов по-вертолетному с использованием влияния воздушной подушки.
При расположении вертодромов в стесненных условиях, на крышах зданий, на приподнятых над водой платформах допускается взлет и посадка вертолетов по-вертолетному без использования влияния воздушной подушки.
3.3. Размеры элементов ЛП и ВПП следует принимать согласно главе СНиП "Нормы проектирования. Аэродромы". В том случае, если заданием на проектирование предусмотрено проектирование вертодрома для эксплуатации конкретного типа вертолета, размеры элементов ЛП и ВПП допускается принимать в соответствии с табл.1.
Таблица 1
Элементы вертодромов | Размеры элементов по типам вертолетов, м | ||
Ми-6, Ми-10, Ми-26 | Ми-8, Ми-4, Ка-32 | Ми-2, Ка-26 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Длина ЛП | 200 | 120 | 120 |
Ширина ЛП | 50 | 50 | 35 |
Длина ИВПП | 190 | 110 | 110 |
Ширина ИВПП | 20 | 20 | 15 |
Ширина БПБ | 15 | 15 | 10 |
Длина КПБ | 5 | 5 | 5 |
Посадочные площадки | 80х80 | 50х50 | 35х35 |
Рабочая площадь посадочных площадок | 20х20 | 20х20 | 15х15 |
Полосы безопасности посадочных площадок | 30 | 15 | 10 |
Посадочные площадки, расположенные на вершинах гор, седловинах, террасах, с открытыми воздушными подходами в направлении старта | 50х50 | 40х30 | 30х25 |
Минимальное превышение посадочной площадки над общим рельефом местности в сторону взлета | - | 300 | 300 |
Минимальное расстояние от посадочной площадки до препятствия в направлении взлета | 50 | 450 | 400 |
Посадочные площадки, расположенные на крышах зданий и приподнятых платформах, ограниченные комингсом | 35х28 | 21х17 | 15х12 |
Примечание. Параметры элементов ЛП для вертолетов Ми-26 и Ка-32 даны предварительные и будут уточнены по результатам испытаний.
3.4. Формы и размеры вертодромов определяются исходя из количества и расположения ЛП. Количество ЛП, их направление и расположение по отношению друг к другу принимаются в зависимости от интенсивности движения вертолетов, ветровой загрузки, препятствий на привертодромной территории, рельефа местности, а также особенностей зимней эксплуатации вертодрома.
3.5. Ветровая загрузка вертодрома должна быть не менее приведенной в табл.2.
Таблица 2
Тип вертолета | Минимальная ветровая загрузка, м/с | Максимально допустимая скорость нормальной составляющей ветра, м/с |
Ми-6, Ми-26, Ми-8 | 97 | 10 |
Ка-26 | 94 | 8 |
Ми-2, Ми-4 | 87 | 5 |
3.6. Расчет ветровой загрузки должен производиться по 8 или 16 румбам по данным наблюдений ближайшей метеорологической станции за период не менее 5 лет.
В случае, когда не обеспечивается требуемая минимальная ветровая загрузка вертодрома с одной ВПП, следует предусматривать вспомогательную ВПП, которая должна быть расположена к главной ВПП под углом, близким к 90°.
3.7. В том случае, когда невозможно оборудовать двусторонний старт, допускается устройство одностороннего старта. Расстояние от торца ВПП до препятствия, преграждающего второе направление старта, должно составлять не менее 50 м (рис.2).
Рис.2. Вертолетная площадка с односторонним стартом: 1 - посадочная площадка; 2 - условная плоскость ограничения высоты препятствий в направлении взлета и посадки; 3 - взлетная траектория вертолета
Минимальное расстояние между параллельными ИВПП (в осях) должно быть не менее трех диаметров несущего винта расчетного типа вертолета.