Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия (с Поправкой)

     7 Правила приемки

7.1 Для проверки соответствия колес требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные испытания на соответствие 3.1, 4.5-4.9, 4.12, 4.14, 4.15 настоящего стандарта в объеме, указанном в таблице 4.

Таблица 4 - Виды и объем испытаний и измерений колес при приемосдаточных испытаниях

Испытания и измерения

Объем выборки

Периодичность испытаний

Размеры колес (3.1)

Каждое колесо

Каждая партия

Химический состав стали (4.5)

Ковшевая проба

Каждая плавка

Загрязненность неметаллическими включениями (4.8)

Одно колесо

10% плавок

Массовая доля водорода (4.6) (для вакуумированной стали)

Специальная проба перед разливкой стали

Каждая плавка

Макроструктура (4.7)

Одно колесо

Каждая плавка

Внутренние дефекты - ультразвуковой контроль (4.7)

Каждое колесо

Каждая партия

Качество поверхности - визуальный контроль (4.9)

Каждое колесо

Каждая партия

Механические свойства обода (4.14) на четырехкратных образцах

Одно колесо

Каждая партия

Механические свойства обода (4.14) на пятикратных образцах

Одно колесо

На 4% партий

Механические свойства диска (4.14)

Одно колесо

На 4% партий

Ударная вязкость при +20 °С диска (4.14)

Одно колесо

Каждая партия

Ударная вязкость обода при +20 °С (4.14)

Одно колесо

На 4% партий

Ударная вязкость диска при -60 °С (4.14)

Одно колесо

На 4% партий

Твердость (4.14)

Одно колесо

Каждая партия

Равномерность твердости (4.15)

Одно колесо

На 4% партий

Остаточные напряжения (4.12)

Одно колесо

Каждая партия

     Примечания

1 По требованию потребителя или при экспертизе допускается проводить химический анализ состава стали (см. 4.5) на пробах, взятых от готовых колес.

2 Объем выборки для контроля макроструктуры, остаточных напряжений, механических свойств, ударной вязкости диска и твердости при объеме партии колес свыше 250 шт. - по 7.4.



Колеса, принятые отделом технического контроля предприятия-изготовителя, предъявляют представителю потребителя.

7.2 Колеса предъявляют к приемке партиями. Партию составляют из колес одного назначения, изготовленных из стали одной плавки - ковша, повергнутых* термообработке по одному режиму.

________________

* Соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Разъединять партии колес при приемке не допускается.

Колеса, отставшие от основной партии до упрочняющей термической обработки или в процессе ее проведения, допускается комплектовать в сборную партию числом до 50 шт.

Сборную партию комплектуют по эквиваленту "углерод плюс марганца" с разницей в продолжительности охлаждения при упрочняющей термической обработке не более 30 с.

7.3 Каждое колесо подвергают внешнему осмотру и ультразвуковому контролю по 4.7, 4.9, 4.10, а также проверяют размеры по 3.1.

7.4 От каждой партии колес отбирают одно колесо от 250 шт. (2 от 251 шт. и более, 3 от 351 шт. и более и т.д.), принятое по внешнему виду и прошедшее визуальный и ультразвуковой контроль, для проверки макроструктуры, остаточных напряжений, механических свойств ободьев колес на растяжение, ударной вязкости диска при температуре 20 °С и твердости. Отбор колес проводят совместно с представителем потребителя.

7.5 Испытания на ударную вязкость ободьев колес при температуре 20 °С, дисков колес- при минус 60 °С, механических свойств ободьев колес - на образцах с пятикратной расчетной длиной и контроль равномерности твердости проводят на 4% партии колес; контроль неметаллических включений - на 10% партий.

7.6 Химический состав стали по ковшевой пробе определяют на пробах, отбираемых по ГОСТ 7565 от каждой плавки-ковша.

При контроле химического состава готовых колес отбор стружки или пробы проводят из средней части обода колес или из головки образца, испытанного на растяжение.

Результаты проверки распространяют на все колеса данной плавки.

7.7 Испытания ободьев колес на растяжение проводят на одном образце. Отбор проб для испытания стали ободьев колес на растяжение - по ГОСТ 7564.

7.8 Твердость ободьев испытывают на одном макротемплете, представляющем собой радиальное поперечное сечение обода колес и его перехода в диск.

7.9 По согласованию с потребителем допускается контролировать поверхностные дефекты цельнокатаных колес магнитопорошковым, вихретоковым или другими неразрушающими методами.

7.10 При обнаружении внутренних дефектов, дефектов поверхности и отклонений от размеров, превышающих допустимые, колеса бракуют.

При неудовлетворительных результатах исследований макроструктуры и загрязненности стали неметаллическими включениями проводят повторный контроль на удвоенном числе колес от конкретной партии. Результаты повторного контроля распространяют на всю партию.

При несоответствии по результатам ультразвукового контроля 10% и более колес в партии проводят контроль макроструктуры на одном из забракованных колес для выявления природы дефектов, вызвавших забракование.

7.11 При отсутствии в металле колес флокенов и неудовлетворительных результатах испытаний механических свойств, ударной вязкости, твердости, сходимости обода после разрезки проводят повторные испытания на двух колесах, отобранных от той же партии.

7.12 При неудовлетворительных результатах повторных испытаний механических свойств, ударной вязкости, твердости (включая ее равномерность по периметру колеса), сходимости обода после разрезки и при удовлетворительных результатах контроля макроструктуры и загрязненности стали неметаллическими включениями для каждой партии колес проводят не более двух дополнительных термических обработок. Допускается проведение не более трех дополнительных отпусков.

После повторной упрочняющей термической обработки или отпуска колеса подвергают испытаниям, предусмотренным настоящим стандартом, за исключением контроля макроструктуры и неметаллических включений. При неудовлетворительных результатах повторных испытаний по одному из показателей всю партию бракуют.