Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10791-2004 Колеса цельнокатаные. Технические условия (с Поправкой)

     4 Технические требования

4.1 Колеса изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

4.2 Колеса изготовляют из стали марок:

1 - для пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов;

2 и 3 - для грузовых вагонов, маневровых и грузовых локомотивов.

Колеса из стали марки 2 с содержанием углерода не более 0,63% изготовляют по требованию потребителя для пассажирских вагонов и немоторных вагонов электро- и дизель-поездов.

4.3 Колеса должны быть изготовлены из спокойной стали, полученной мартеновским, кислородно-конвертерным или электросталеплавильным способом. Сталь должна быть подвергнута внепечной обработке инертным газом.

Сталь может подвергаться вакуумированию.

4.4 При изготовлении колес из слитков для гарантии отсутствия усадочных раковин и чрезмерных ликваций от каждого конца слитка отрезают часть, достаточную для удаления этих дефектов.

4.5 Химический состав стали колес по ковшевой пробе должен соответствовать нормам, указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Химический состав стали колес

Марка стали

Массовая доля элементов, %

Углерод

Марганец

Кремний

Ванадий

Сера

Фосфор

не более

1

0,44-0,52

0,80-1,20

0,40-0,65

0,08-0,15

0,030

0,035

2

0,55-0,65

0,50-0,90

0,22-0,45

Не более 0,10

0,030

0,035

3

0,58-0,67

0,50-0,90

0,22-0,45

0,08-0,15

0,020

0,030

Примечания

1 В стали допускается отклонение от массовой доли углерода ±0,02%.

2 Массовая доля никеля, хрома и меди не должна быть более 0,30% каждого элемента, молибдена - более 0,08%.

3 При использовании непрерывно-литой заготовки массовая доля серы не должна превышать 0,020%.

4 В готовых колесах: предельные отклонения по массовой доле углерода, марганца, кремния, серы и фосфора от указанных в таблице - в соответствии с ГОСТ 380, по массовой доле ванадия - не более ±0,02%.



4.6 Для вакуумированной стали массовая доля водорода не должна превышать 0,0002%.

4.7 Готовые колеса должны быть без флокенов, расслоений, трещин, завернувшихся и утонувших корочек, остатков усадочных раковин. Внутренние дефекты, выявляемые при ультразвуковом контроле, число и размеры которых превышают нормы, согласованные с потребителем, не допускаются. Место расположения, размер и характер допустимых дефектов макроструктуры должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации, согласованным с потребителем.

4.8 Средний балл по неметаллическим включениям в вакуумированной и невакуумированной стали ободьев колес допускается в пределах, указанных в таблице 2.


Таблица 2 - Средний балл по неметаллическим включениям (вакуумированная/невакуумированная сталь)

Тип включений

Условное обозначение неметаллических включений

Средний балл,
не более

Сульфиды

С

2/3

Оксиды строчечные

ОС

1/1

Силикаты пластичные

СП

1,5/3

Силикаты хрупкие

СХ

2/3

Оксиды глобулярные, силикаты недеформирующиеся

СН

2,5/3



4.9 Поверхность колес должна быть без дефектов: плен, закатов, трещин, раскатанных загрязнений. Для устранения дефектов допускается механическая обработка поверхностей по ГОСТ 9036.

До термообработки допускается абразивная зачистка дефектов и неровностей поверхности колес (кроме мест перехода от обода к диску), не выводящая сечение за минимальные размеры. Шероховатость обрабатываемых поверхностей 40 мкм (12,5 мкм). После термообработки допускается зачистка местных неровностей боковых поверхностей обода глубиной до 0,3 мм.

4.10 Поверхность колес должна быть без окалины и защищена от коррозии. Методы предотвращения или удаления окалины, качество поверхности должны соответствовать требованиям технической документации, согласованной с потребителем.

4.11 Ободья колес подвергают упрочняющей термической обработке прерывистой закалкой и отпуском. Температура отпуска колес - не менее 450 °С.

По согласованию с потребителем допускаются другие способы упрочняющей термической обработки.

4.12 Сходимость обода колеса при радиальной разрезке после термической обработки должна быть не менее 1 и не более 5 мм. Расходимость не допускается.

4.13 Диски колес, изготовленных по ГОСТ 9036, подвергают упрочнению обработкой дробью и защищают от коррозии. Условия поставки колес без упрочнения обработкой дисков дробью должны быть согласованы с потребителем.