3.2.1. Техническое обслуживание портовых гидротехнических сооружений должно включать: работы по поддержанию в исправности швартовных и отбойных устройств, дренажных систем и т.п., околку льда около сооружений; очистку откосов берегоукрепительных сооружений от загрязнений, устранение мелких повреждений и дефектов надводной части сооружений, работы по поддержанию чистоты и порядка на причалах, в том числе очистку причалов от мусора, снега и льда и др., а также наблюдения, обеспечивающие контроль за установленным режимом эксплуатации и за техническим состоянием сооружений.
3.2.2. Работы по очистке дна и другие подводные работы, связанные с техническим обслуживанием причалов, должны проводиться специализированными организациями, в том числе экспедиционными отрядами аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (ЭО АСПТР).
3.2.3. В случае, если швартовные и отбойные устройства в процессе эксплуатации причальных сооружений получили повреждения, немедленно должны быть приняты меры по устранению этих повреждений.
На предприятии для проведения ремонта этих устройств следует иметь неснижаемый запас тумб, кнехтов, рымов, а также деталей, отбойных устройств или их готовых секций.
3.2.4. Работы по поддержанию чистоты и порядка в надводной части гидротехнических сооружений должны выполняться теми производственными структурными подразделениями предприятия, в ведении которых находятся эти сооружения, а также хозчастью и подразделением благоустройства КСБО порта.
3.2.5. Троллейные каналы и каналы электрических кабелей, в составе портовых гидротехнических сооружений, должны регулярно очищаться от мусора, а в зимних условиях - от снега и льда.
Работы по их очистке должны выполняться в соответствия с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок (ПТЭ и ПТБ). Перед началом этих работ кабели и шины должны быть обесточены.
3.2.6. При возникновении деформаций откосов берегоукрепительных сооружений, следует немедленно принять меры по восстановлению профиля откосов и их закреплению.
3.2.7. Наблюдения за состоянием портовых гидротехнических сооружений должны осуществляться в соответствии с РД 31.35.11-87.
3.2.8. Для привязки данных наблюдений за техническим состоянием причальных сооружений к конкретным причалам на всех сооружениях краской или иным способом должны быть обозначены границы отдельных причалов. Рекомендуется также разбить на всех портовых гидротехнических сооружениях постоянный пикетаж.
3.2.9. При проведении регулярных технических осмотров портовых гидротехнических сооружений, заключающемся в постоянном наблюдении за техническим состоянием сооружений, их частей и элементов, доступных наружному осмотру, а также за соблюдением установленного режима эксплуатации, особое внимание должно быть обращено на соблюдение норм эксплуатационных нагрузок от складирования грузов на причалах.
Результаты регулярных технических осмотров и данные проверок соблюдения норм эксплуатационных нагрузок от складируемых грузов на причалах должны заноситься в Журнал технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации портовых сооружений, который следует вести в соответствии с указаниями Приложения 5.
Периодичность регулярных технических осмотров гидротехнических сооружений должна устанавливаться главным инженером предприятия в зависимости от технического состояния и условий эксплуатации сооружений, но не реже одного раза в месяц.
3.2.10. Все случаи превышения эксплуатационных нагрузок сверх установленных норм, а также повреждений портовых гидротехнических сооружений, их частей и элементов, произошедшие вследствие нарушения режима их эксплуатации, следует оформлять двусторонними актами, которые должны подписывать представители ОГиИС, а на заводах - ОКС и структурного подразделения, в ведении которого находится данное сооружение, после чего эти акты должны утверждаться главным инженером предприятия.
3.2.11. При проведении периодических технических осмотров портовых гидротехнических сооружений, перечень сооружений, подлежащих наблюдениям с использованием средств измерений, должен устанавливаться главным инженером предприятия.
Для получения данных о смещениях и деформациях причальных сооружений и фактических эксплуатационных нагрузок на них в случае намечаемого переустройства сооружений, рекомендуется оборудовать их средствами дистанционного контроля.
3.2.12. Периодические технические осмотры гидротехнических сооружений следует проводить не реже, чем один раз в год, в соответствии с требованиями Приложения 6 (обязательного).
3.2.13. Контрольно-инспекторские обследования портовых гидротехнических сооружений должны проводиться в зависимости от состояния сооружений, условий их эксплуатации.
Сроки проведения контрольно-инспекторских обследований гидротехнических сооружений предприятий должны устанавливаться их руководством совместно с представителями проектной организации и утверждаться пароходством.
Программа проведения контрольно-инспекторских обследований должна составляться проектной организацией по согласованию с предприятием.
3.2.14. При контрольно-инспекторских обследованиях особое внимание следует обращать на признаки возможного нарушения общей устойчивости сооружений (сдвиг сооружения в сторону акватории или наклон верхней части сооружения в сторону территории, просадка территории за сооружением, выпучивание дна перед ним).
3.2.15. В отчете по результатам контрольно-инспекторских обследований должно быть проведено сопоставление величин смещений и деформаций портовых гидротехнических сооружений, установленных в результате наблюдений с использованием средств измерений, и их предельно допустимых величин.
Величины предельно допустимых смещений и деформаций портовых гидротехнических сооружений за период их эксплуатации приведены в Приложении 8 (Справочном) и в СНиП II-56-77.
При необходимости к отчету должны быть приложены поверочные расчеты прочности и устойчивости сооружения в целом и отдельных его элементов, выполненные для конкретных условий эксплуатации.
Основные результаты контрольно-инспекторских обследований, содержащие общую оценку технического состояния обследованных сооружений и, в необходимых случаях, указания по их ремонту или переустройству, должны вноситься в паспорта сооружений.
3.2.16. Наблюдения за состоянием профиля постели и дна у портовых гидротехнических сооружений должны проводиться путем промера глубин.
Промерные работы следует выполнять силами промерных партий Бассейновых управлений морских путей или, при отсутствии таковых, - силами предприятий, в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ (РД 31.74.04-79) и РД 31.35.11-87.
3.2.17. Обследования подводной части гидротехнических сооружений должны производиться водолазами (ЭО АСПТР или специализированными группами проектных организаций) в соответствии с Правилами производства и приемки работ по возведению морских и речных сооружений () и РД 31.35.11-87.