3.1.1. Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений (оградительных, причальных, берегоукрепительных, а также гидротехнических сооружений паромных переправ и судоремонтных заводов) представляет совокупность условий и требований, которые должны выполняться как работниками предприятий, так и экипажами судов, использующих сооружение.
3.1.2. Режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должен устанавливаться в зависимости от их основного назначения.
Внесение изменений в установленный режим эксплуатации портовых гидротехнических сооружений должно производиться на основании результатов систематических наблюдений за сооружениями и данных об изменении условий их эксплуатации.
3.1.3. Техническая эксплуатация портовых гидротехнических сооружений должна обеспечивать: нормальные условия для плавания, стоянки и обработки судов; сохранность и повышение долговечности сооружений при их взаимодействии с судами, при работе оборудования и транспорта, при складировании грузов, а также при воздействии гидрометеорологических факторов; снижение эксплуатационных расходов.
3.1.4. Глубина у кордона или у подошвы портовых гидротехнических сооружений должна устанавливаться в соответствии с классификацией глубин, приведенной в Приложении 7 (справочном).
3.1.5. Гидротехнические сооружения и их элементы не должны иметь нарушений положения по сравнению с проектным.
Смещения и деформации гидротехнических сооружений за период их эксплуатации не должны превышать величин, приведенных в Приложении 8 (справочном).
3.1.6. Гидротехнические сооружения не должны иметь такого физического износа, который бы препятствовал их нормальной эксплуатации или приводил в дальнейшем к разрушению отдельных элементов сооружений.
3.1.7. Все причальные сооружения должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в их паспортах.
Увеличение нагрузок на причальные сооружения сверх установленных норм запрещается.
3.1.8. Нормы эксплуатационных нагрузок для причальных сооружений должны периодически пересматриваться согласно РД 31.93.07-83 с учетом фактического состояния конструктивных элементов сооружения и соответствия условий его службы первоначально принятым при проектировании и строительстве.
Пересмотр норм эксплуатационных нагрузок должен производиться не реже одного раза в год.
Нормы эксплуатационных нагрузок должны устанавливаться для каждого участка причального фронта, отличающегося по конструкции или по техническому состоянию конструктивных элементов, независимо от объединения ряда участков в один причал по эксплуатационной нумерации. В отдельных случаях, в целях установления норм эксплуатационных нагрузок для существующих сооружений, рекомендуется проводить их опытную огрузку в соответствии с указаниями РД 31.35.06-81.
3.1.9. При изменении условий эксплуатации причалов и их технического состояния должны быть проведены поверочные расчеты сооружений, результаты которых должны учитываться при назначении нового режима их эксплуатации.
3.1.10. В случае складирования на территории причалов тяжеловесных грузов и оборудования значения допускаемых нагрузок на них рекомендуется устанавливать в соответствии с Приложением 9 (рекомендуемым).
Если величины нагрузок от складирования указанных грузов превышают величины допускаемых нагрузок, приведенные в Приложении 9, тяжеловесные грузы и оборудование следует устанавливать на распределительные платформы специальной конструкции.
3.1.11. Границы причалов с различными глубинами у кордона и различной несущей способностью должны быть обозначены на месте.
Схемы нагрузок на причальные сооружения должны вывешиваться на видном месте на причалах, в помещениях начальников ППК, конторах прикордонных складов и других служебных помещениях, в которых находятся работники, связанные с эксплуатацией причальных сооружений.
3.1.12. Рейдовые причальные сооружения (швартовные палы и бочки) должны эксплуатироваться при строгом соблюдении установленных для них норм нагрузок от швартующихся судов. Указанные рейдовые причальные сооружения рекомендуется также использовать при задержке судов на внутреннем рейде, а также при неблагоприятных погодных условиях. В Справочнике допускаемых нагрузок на причалы, крытые и открытые грузовые склады должно быть указано, какие суда, а также в грузу или порожнем разрешается швартовать в порту к рейдовым причалам.
3.1.13. Для каждого причала должны быть установлены глубины и допускаемая осадка швартующихся судов, объявляемые приказом по предприятию. Условия подхода и швартовки, безопасной стоянки, перестановки судов, меры предупреждения повреждений гидротехнических сооружений судами объявляются Обязательными постановлениями по порту.
3.1.14. Для обеспечения безопасной швартовки судов и сохранности причальных сооружений должны быть удовлетворены следующие требования:
швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;
фактический запас свободной длины причалов при швартовке судна не должен быть меньше нормативного запаса, зависящего от длины швартующегося судна и устанавливаемого в соответствии с требованиями РД 31.31.37-78;
нормальные составляющие скоростей подхода судов к причалам при их швартовке в соответствии с требованиями СНиП 2.06.04-82 не должны превышать 0,22; 0,15; 0,13; 0,11; 0,10; 0,09 и 0,08 м/с при водоизмещениях судов соответственно до 2; 5; 10; 20; 40; 100 и 200 тыс. т.
При перешвартовке судов, то есть при переходе судна от одного причала к другому с отходом от лицевой стенки причалов, также не допускается превышения указанных нормальных составляющих скоростей подхода судов к причалу.
Не разрешается швартовка судов к сооружениям, на которых отбойные устройства не навешены или повреждены.
3.1.15. Перед подходом судна к причалу выступающие за борт предметы должны быть заблаговременно убраны и закреплены в таком положении, чтобы они не могли повредить причалы и находящиеся на них устройства и перегрузочное оборудование.
3.1.16. Для предотвращения повреждений судов, портовых сооружений и несчастных случаев с людьми, дежурный диспетчер предприятия обязан заранее обеспечить подготовку причала к приему судна. В случае необходимости, перегрузочное оборудование должно быть перемещено на участок причала, где оно не подвергается опасности повреждения.