4.7.1. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ руководитель предприятия назначает приказом ответственного, который должен пройти специальное обучение, получить удостоверение на право проведения этих работ.
4.7.2. Погрузочно-разгрузочные работы с использованием грузоподъемных механизмов разрешается проводить специально обученным стропальщикам-такелажникам с использованием исправных промаркированных съемных грузозахватных приспособлений и схем строповки наиболее часто поднимаемых грузов.
4.7.3. Стропальщики должны пройти инструктаж о способах правильной обвязки и зацепки грузов, оборудования, материалов, конструкций.
Запрещается допускать работников, не имеющих специальной подготовки, к работам по подъему и опусканию грузов.
4.7.4. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
4.7.5. Перед началом и в процессе эксплуатации грузозахватных приспособлений ответственный за проведение работ должен осмотреть их и результаты осмотра занести в журнал учета и осмотра.
4.7.6. При поднятии груза необходимо:
канаты и тросы накладывать на поднимаемый груз равномерно без узлов и перекрутки;
крюк подъемного механизма устанавливать точно над грузом;
предметы, подвешиваемые к крюку, прочно и надежно обвязывать канатом или цепями;
при двойных крюках подвешивать груз равномерно за оба рога;
на острых ребрах поднимаемого предмета под канат, трос или цепь подкладывать специальные прокладки;
следить за правильной навивкой каната (троса, цепи) на барабан лебедки.
4.7.7. Укладку арматуры, фасонных частей и других грузов на автомашину следует проводить равномерно и плотно по всей площади пола кузова.
4.7.8. Материалы, детали и фасонные части следует сгружать с помощью крана или спускать по наклонным сланям.
4.7.9. Запрещается сбрасывать с автомашины на землю трубы, задвижки, фасонные части и другие грузы.
4.7.10. Трубы диаметром свыше 300 мм следует перемещать автокраном.
4.7.11. Погрузку на автомашину и разгрузку тяжелых труб, грузов массой свыше 200 кг следует проводить с помощью подъемных кранов, а при их отсутствии - треногами, блоками и лебедками. При этом необходимо обращать внимание на прочность тросов и креплений узлов.
4.7.12. Грузы (трубы) при перевозке на автомашине следует закреплять. При двух- и трехъярусной укладке между трубами должны быть прокладки. Людям находиться на трубах, бревнах и материалах во время движения транспорта запрещается.
4.7.13. Автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть без бортов и иметь съемные или откидные стойки. Противоположные стойки автомобиля и прицепа прочно связывают над грузом цепями. Откидные стойки должны быть оборудованы замками с приспособлениями, обеспечивающими возможность открывания замков с торцовой стороны, противоположной разгрузке. Наращивать откидные стойки запрещается.
4.7.14. При загрузке автомобилей экскаватором или краном шоферу и другим лицам запрещается находиться в кабине автомобиля, не защищенной козырьком.
4.7.15. Раскантовку труб и бревен нужно начинать с той стороны, где открыты стойки, предварительно удалив работников из опасной зоны.
4.7.16. При перевозке длинномерного (более 4 м) круглого леса автомобили и прицепы должны быть оборудованы металлическими зубчатками.
4.7.17. При перевозке грузов вертолетами следует руководствоваться Положением о перевозках служебных пассажиров и грузов вертолетами, арендуемыми объединениями (предприятиями).
4.7.18. Железнодорожные вагоны и платформы вдоль фронта разгрузки (погрузки) следует передвигать локомотивами, мотовозами или механическими толкателями.
4.7.19. При открывании дверей вагонов, люков полувагонов и бортов платформы необходимо применять специальные рычаги. Запрещается находиться в зоне возможного падения груза, борта и крышки люка.
4.7.20. Погрузку крупногабаритных грузов следует выполнять по схеме погрузки строповки и увязки грузов на платформах.