Статус документа
Статус документа

Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах

Характеристики прочности слабых грунтов

2.36. Основной особенностью работы слабого грунта на сдвиг в основании насыпи является их работа в течение длительного времени в условиях незавершившейся консолидации.

Гостированные методы испытаний на сдвиг предполагают, что для учета неконсолидированного состояния при расчетах будет известна величина порового давления. Наличие у слабых грунтов различных участков кривой консолидации и трудности с определением и контролем порового давления в натуре свидетельствует о том, что для целей проектирования земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах гостированные методы сдвиговых испытаний не дают возможности прогнозировать сопротивляемость сдвигу на всех участках. Поэтому рекомендуется использовать метод "плотности-влажности". Метод позволяет определять сдвиговые характеристики как при исходной (или заданной) структуре и исходной (или заданной) плотности-влажности, так и на любой стадии консолидации.

2.37. Основное уравнение сопротивляемости грунта сдвигу в этом методе имеет вид трехчлена:

 ,                                      (4)

     
где - угол внутреннего трения грунта при влажности в момент сдвига;


- структурно не восстанавливающаяся часть общего сцепления;

- восстанавливающаяся часть общего сцепления, обусловленная коллоидными связями, при влажности в момент сдвига;

- нормальное напряжение при сдвиге.

2.38. Для практических целей при любых значениях используют уравнение в виде двучлена:

,                                           (5)


где - общая (полная) величина структурного сцепления грунта при влажности грунта .

Методика проведения сдвиговых испытаний слабых грунтов по методу "плотности-влажности" на приборах прямого сдвига изложена в приложении 2 (Б).