1.9. В расценках на экскаваторную разработку грунтов (табл. с 01-001 по 01-004, с 01-012 по 01-014, с 01-04 по 01-044, 01-048, 01-049, 01-095) кроме операций, перечисленных в составе работ, учтены переходы машин из забоя в забой, вынужденные простои, связанные с взрывными работами (отвод машин при заряжении и взрывании шурфов, шпуров и скважин), а также отодвигание в сторону негабаритных глыб и валунов с последующей разработкой их после разрыхления.
1.10. Затраты на эксплуатацию машин в расценках табл. с 01-002 по 01-004, с 01-012 по 01-014, с 01-030 по 01-036 исчислены исходя из условий работы экскаваторов и бульдозеров на "других видах строительства". При работе экскаваторов и бульдозеров на гидроэнергетическом и водохозяйственном строительстве, на сооружении магистральных трубопроводов к затратам на эксплуатацию машин к этим расценкам следует применять коэффициенты, приведенные в п.п.3.1-3.32 Технической части. Расценками табл.01-001 и 01-011 предусмотрена разработка грунта шагающими и карьерными экскаваторами в условиях работы на гидроэнергетическом строительстве и могут применяться на любых видах строительства (кроме горно-вскрышных работ). В расценках табл.01-023, 01-024 и раздела 02 затраты на эксплуатацию машин исчислены исходя из условий работы строительных машин на "других видах строительства", и предназначены для применения без какой-либо корректировки на любых видах строительства.
1.11. Расценками табл. с 01-002 по 01-004, с 01-011 по 01-014, 01-093 учтена разработка грунтов одноковшовыми экскаваторами с различными видами сменного оборудования (кроме грейфера). В таблицах, кроме вместимости основного стандартного ковша, указана и вместимость ковшей, учтенных расценками. При разработке грунтов грейферным ковшом следует применять коэффициенты из разд.3 Технической части, п.п.3.33, 3.34, 3.58-3.65.
1.12. Затраты на автомобильные перевозки грунта следует определять дополнительно, кроме табл.01-047 и 02-019, где затраты на перевозки расценками учтены. Массу транспортируемого грунта следует принимать по табл.1-1 Технической части, а при отклонении показателей средней плотности грунта от приведенной в табл.1-1 более чем на 5% - по данным инженерно-геологических изысканий.
1.13. Расценками табл.01-015 предусмотрены затраты на ремонт и содержание грунтовых землевозных дорог, предназначенных для перевозки грунтов. В тех случаях, когда транспортирование грунтов производится по автомобильным дорогам общего назначения, расценки указанной таблицы применяться не должны.
1.14. Расценками табл.01-023, 01-024, с 01-030 по 01-032, 01-086, с 01-112 по 01-114, с 01-118 по 01-121 не предусмотрены и должны при необходимости дополнительно учитываться по расценкам табл.02-032 настоящего сборника затраты, связанные с предварительным рыхлением плотных грунтов: для бульдозеров 3 группы (кроме песков), для скреперов 2 группы (кроме песка всех видов, глины мягко- и тугопластичной).
1.15. Затраты на окончательную планировку поверхности бульдозером по нивелировочным отметкам следует определять по расценкам табл.01-036 и 01-088 с поправочными коэффициентами, приведенными в п.п.3.80-3.82 разд.3 Технической части.
1.16. В расценках табл.01-043 на разработку выемок (карьеров) экскаваторами с перемещением грунта железнодорожными составами широкой колеи учтены затраты на весь комплекс работ в забое, на транспортирование грунта до 5 км и на отвале. Затраты на перевозку грунта на расстояние сверх 5 км следует определять: по тарифам МПС, если перевозка производится по путям, находящимся в постоянной эксплуатации МПС; по тарифам временной эксплуатации, если перевозка грунта производится по путям, находящимся во временной эксплуатации, или при открытом рабочем движении.
1.17. При определении затрат на перевозку грунта автотранспортом из карьеров (резервов) или выемок для сооружения земляного полотна на расстояние до 2 км с пересечением действующих железнодорожных путей на переездах к расценкам на перевозку грунта следует применять коэффициенты, приведенные в гр.1 табл.1-2 Технической части. При перевозке грунта на расстояние свыше 2 км указанные коэффициенты применять не следует.
В тех случаях, когда грунт перемещается автосамосвалами с проездом через несколько самостоятельно действующих переездов (на подходах к узлам и станциям, при переездах через внутризаводские пути и т.д.), размер поправочного коэффициента, учитывающего простой транспортных средств, устанавливается индивидуально с учетом местных условий. В случае уширения выемок под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути к нормам затрат труда и затратам на эксплуатацию машин в забое и на отвале следует применять коэффициенты из разд.3 Технической части, а затраты по перевозке грунта, исчисленные по расценкам, должны учитываться с коэффициентами, приведенными в гр.2 табл.1-2 Технической части.
Коэффициенты, приведенные в гр.2 табл.1-2 и разд.3 Технической части, распространяются только на объем нижней части, разрабатываемой выемки, находящейся от проектной отметки бровки полотна не выше 4,5 м. При уширении выемок в скальных грунтах коэффициенты применяются на полный объем разрабатываемого грунта, при устройстве насыпей под вторые главные пути или дополнительные пути на раздельных пунктах железных дорог в условиях движения поездов по соседнему пути, коэффициенты гр.2 табл.1-2 и разд.3 Технической части применяются на объем верхней части насыпи, находящейся ниже проектной отметки полотна до 0,75 м и не далее 12 м от оси действующего пути.
Таблица 1-2
Число поездов в сутки | Коэффициенты к расценкам на перевозку грунта автотранспортом | |
с пересечением железнодорожных путей на переездах | при сооружении земляного полотна в условиях движения поездов | |
1 | 2 | |
1. от 14 до 36 | 1,04 | 1,01 |
2. от 37 до 72 | 1,07 | 1,05 |
3. от 73 до 112 | 1,14 | 1,07 |
4. от 113 до 140 | 1,18 | 1,1 |
5. свыше 140 | 1,21 | 1,14 |
1.18. При перемещении грунтов по железной дороге широкой колеи с использованием или пересечением главных, а также стационарных путей, к нормам затрат труда, оплате труда рабочих-строителей и к стоимости эксплуатации машин следует применять коэффициенты из разд.3 Технической части п.п.3.88-3.92.
1.19. Затраты на срезку недоборов грунта при его механизированной разработке следует определять:
- в железнодорожных и автомобильных выемках - по расценкам табл.01-049;
- в котлованах под фундаменты, в котлованах и каналах гидротехнических сооружений и других выемках - по соответствующим расценкам настоящего сборника в зависимости от способов производства работ, определяемых проектом.
1.20. В расценках табл. с 01-055 по 01-077 на рытье и засыпку траншей для магистральных трубопроводов предусмотрено выполнение работ в условиях равнинного и холмистого рельефа местности с учетом переходов трубопроводов через балки и овраги (сухие и с ручьями).
Расценки табл. с 01-055 по 01-077 приведены для средней глубины траншеи в зависимости от диаметра и с учетом изменения глубины траншеи на каждые 0,2 м.
В случае, когда глубина траншеи по проекту отличается от принятой (меньше средней глубины), поправку на изменение глубины следует учитывать только один раз или определять затраты на разработку грунта при меньшей глубине траншеи по расценкам табл.01-002, 01-003 данного сборника.
1.21. Уширение траншей для балластировки трубопроводов или закрепления их анкерными устройствами на обводненных или затопляемых участках трассы предусмотрено расценками табл. с 01-068 по 01-077.
1.22. Затраты при обратной засыпке грунта в траншеи при работе экскаваторов со сланей на заболоченных и обводненных участках трассы следует определять по расценкам табл.01-078 с поправочным коэффициентом, приведенным в п.3.93, разд.3 Технической части.
1.23. В расценках табл. с 01-081 по 01-085 предусмотрено выполнение работ на продольных уклонах до 15 градусов. При работе экскаваторов на уклонах более 15 градусов следует применять коэффициенты, приведенные в п.п.3.94-3.97 разд.3 Технической части, и добавлять бульдозеры для анкеровки по норме времени экскаваторов с учетом указанных коэффициентов.
1.24. Расценками табл.01-093 не учтена планировка дна и откосов каналов под облицовку, которую следует учитывать дополнительно в соответствии с проектом.