2.7.1. Рулевые рубки.
2.7.1.1. В рулевых рубках рекомендуется обеспечивать максимальный круговой обзор, при расположении окон необходимо избегать "мертвых пространств". В рулевых рубках необходимо предусматривать установку стеклоочистителей, приспособлений против отпотевания стекол и откидные светофильтры (желательно зеленого цвета).
2.7.1.2. Рекомендуется совмещать штурманскую рубку с рулевой рубкой.
2.7.1.3. При оборудовании рулевой рубки рекомендуется соблюдать следующие эргономические требования:
- все органы управления и индикаторы (приборы управления) оформлять в виде пульта управления, который должен отвечать требованиям п.2.7.3.3. настоящих Правил;
- шкалы приборов оборудовать регулируемой подсветкой красного цвета для облегчения темновой адаптации;
- органы управления должны быть расположены так, чтобы ими не загораживались шкалы приборов, расположенных на пульте;
- штурвал или кнопки индикаторов должны располагаться на высоте от 1000 до 1200 мм от палубы;
- движение органа управления должно отвечать логике движения объекта или направлению изменения на индикаторе.
2.7.1.4. Рабочее место рулевого должно оборудоваться опорой для спины в виде стойки, регулируемой по высоте.
2.7.1.5. Генераторная установка радиолокационной станции должна быть расположена в специальном экранированном помещении - аппаратной.
2.7.2. Радиорубки.
2.7.2.1. На судах, где имеются радиорубки, пульт управления с контрольной аппаратурой следует устанавливать в помещении радиорубки, а передатчик ВЧ, фидерные линии и коммутирующие устройства выносить в специально экранированное помещение.
2.7.2.2. При отсутствии дистанционного управления рекомендуется размещать передатчики таким образом, чтобы передние панели, достаточно эффективно экранированные, находились в помещении радиорубки, а корпус передатчика с ВЧ фидером размещался за экраном.
2.7.2.3. Помещения радиорубки не должны быть смежными с жилыми и по возможности служебными помещениями; фидерные линии не должны проходить через жилые и служебные помещения.
2.7.3. Посты управления.
2.7.3.1. На судах I категории рекомендуется предусматривать изолированные центральные посты управления (ЦПУ) машинно-котельных установок и посты управления холодильными установками (ПУХУ). ЦПУ и ПУХУ должны располагаться в закрытых тепло- и звукоизолированных помещениях, оборудованных системой вентиляции (кондиционирования) для обеспечения комфортного микроклимата в соответствии с требованиями пп.3.1.1.3 и 3.1.1.5 настоящих Правил. Размеры помещений ЦПУ и ПУХУ должны быть достаточными для размещения в них необходимого оборудования и вахтенного персонала.
2.7.3.2. Все органы управления и системы индикации рекомендуется сгруппировать на пульте управления по функциональному признаку и расположить таким образом, чтобы обеспечить наибольшее удобство при работе с ними и возможность эффективного контроля за их показателями при наименьшем напряжении внимания, зрения и слуха работающих и достаточном обзоре окружающей обстановки.
2.7.3.3. Для рациональной организации рабочего места и пультов управления рекомендуется следующее:
- высота пульта управления со стороны оператора должна быть не менее 1000 мм;
- все средства индикации на пульте управления должны располагаться в зоне видимости оператора (вахтенного) под углом не более 100 градусов, отдельно расположенные средства индикации должны находиться на высоте 800-1800 мм;
- наиболее важные индикаторы по управлению двигателями необходимо размещать в центральной части пульта управления;
- поверхность пульта управления должна быть матовой;
- указатели работы различных судовых систем должны иметь световой индикатор, отражающий состояние работы системы.
2.7.3.4. Контрольные и сигнальные устройства (индикаторы), приборы контроля механизмов МКО должны иметь соответствующую подсветку, а все звуковые сигналы, кроме сирены, должны дублироваться на световом (мигающие индикаторы) табло.