Недействующий
Решение для управления процессами
производственной безопасности



     САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СССР

          

РАЗРАБОТАНЫ Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

СОСТАВИТЕЛИ: Ю.М.Стенько, К.З.Соломатина, Л.М.Путко, С.А.Виноградов, А.А.Воробьев, И.Я.Чайкин, X.Г.Якубов, Г.И.Бондарев, Я.Г.Двоскин, Л.С.Годин, И.Н.Данциг, Ю.И.Резина, В.А.Вилькович, В.С.Петров, Д.А.Михельсон, А.И.Горшков

СОГЛАСОВАНЫ: с Министерством рыбного хозяйства СССР и Министерством судостроительной промышленности СССР - протокол совещания в НИИГВТ от 20-22 декабря 1976 г., с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности - письмо N 06-В от 6 декабря 1976 г.

УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным санитарным врачом СССР П.Н.Бургасовым 22 декабря 1977 г. N 1814-77

ВЗАМЕН "Санитарных правил для судов флота рыбной промышленности" в части требований к морским судам


В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов промыслового флота СССР; отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию судов, судовых помещений и систем.

Правила предназначены для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов промыслового флота, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпидстанций на водном транспорте.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.1.1. Настоящие Правила устанавливают основные санитарные требования к конструкции, устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР при их проектировании и строительстве, а также требования по содержанию этих судов в процессе эксплуатации, в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, а также получения и сохранения доброкачественной продукции промысла и перевозимого груза.

"Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР" учитывают основные положения "Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов", 1973 г., "Конвенции 126 Международной организации труда о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов", но не повторяют требований, относящихся к безопасности мореплавания и к технике безопасности, которые регламентированы "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР и "Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.1.2. Действия настоящих Правил распространяются на все палубные морские суда промыслового флота, используемые для поиска, лова, переработки и перевозки морепродуктов.

1.1.3. Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.

1.1.4. Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте до издания настоящих Правил, могут производиться в течение двух лет после издания "Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР"*.

________________

* По судам, строящимся за границей - в течение срока действия контракта.

1.1.5. Суда, построенные до издания настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха в сроки, установленные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.6. Проектно-техническая документация на строительство, переоборудование и модернизацию судов в объеме, предусмотренном методическими указаниями по предупредительному санитарному надзору при строительстве, переоборудовании и модернизации судов, представляется на согласование в следующем порядке:

а) в Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР - документация на суда зарубежной постройки;

б) в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик - документация на серийные суда;

в) в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции - документация на единичные суда и ремонтные ведомости.

1.1.7. Результаты согласования проектно-технической документации оформляются соответствующим заключением.

Срок действия согласования - 6 лет. По истечении этого срока проектно-техническая документация должна быть представлена на повторное согласование. В противном случае строительство, переоборудование или модернизация судов по этой документации прекращаются.

1.1.8. Министерства, ведающие проектированием, строительством и эксплуатацией судов, и их организации на местах обязаны включать специалистов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в межведомственные или ведомственные комиссии по приемке головных или единичных судов после их постройки, переоборудования или модернизации, о чем специалисты должны быть извещены не менее чем за 10 дней до начала работы приемной комиссии.

1.1.9. Отклонения от требований настоящих Правил и согласованной проектно-технической документации, выявленные при приемке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию, а проектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию. Порядок и срок устранения отклонений согласовываются председателем приемной комиссии с представителем органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Результаты осмотра и инструментальных исследований на судне после его постройки, переоборудования и модернизации оформляются в виде заключения о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.1.10. На каждом судне должны быть следующие служебные санитарные документы:

- судовой санитарный журнал;

- судовое санитарное свидетельство на право плавания;

- свидетельство о дератизации.

1.1.11. Ответственность за выполнение и соблюдение настоящих Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйства СССР, министерства и другие ведомства (управления рыбным хозяйством союзных республик, их судовладельцев, организации и предприятия этих и других ведомств, осуществляющих проектирование, строительство, переоборудование и модернизацию судов).

1.1.12. Ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра - капитан порта и другие лица портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.1.13. С вступлением в силу настоящих Правил "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности", изданные в 1959 г., в части требований к морским судам отменяются.


1.2. КАТЕГОРИИ СУДОВ

1.2.1. Все палубные морские суда промыслового флота в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 категории:

- I категория - суда неограниченного района плавания, длиной свыше 65 м независимо от численности экипажа;

- II категория - суда неограниченного района плавания, длиной от 40 до 65 м включительно, при численности экипажа не более 40 человек;

- III категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега или от обслуживающей плавучей базы до 200 миль, длиной от 24 до 40 м включительно при численности экипажа не более 24 человек;

- IV категория - суда ограниченного района плавания с удалением от берега не более 100 миль, длиной от 12 до 24 м при численности экипажа не более 15 человек, а также несамоходные суда.

Если численность экипажа судна превышает установленную для той или иной категории величину, то судно приравнивается к более высокой категории.

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.3.1. Промысловый флот включает следующие типы судов:

- добывающие - суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла (рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов);

- обрабатывающие - суда промыслового флота, предназначенные для обработки объектов водного промысла;

- приемно-транспортные суда промыслового флота, предназначенные для доставки и передачи грузов добывающим и обрабатывающим судам и приема грузов от них непосредственно в море для перевозки в порт;

- вспомогательные суда промыслового флота, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания.

1.3.2. Экипаж судна - личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий мореплавание и производственную деятельность судна.

На судах промыслового флота, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.

1.3.3. Командный состав - часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим "Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР".

1.3.4. Команда - часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.

1.3.5. Продолжительность рейса - время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для смены экипажа.

1.3.6. Длина судна вычисляется, как это определено "Правилами классификации и постройки морских судов" Регистра СССР.

1.3.7. Рабочее место - место постоянного (более 50% или более 2 ч непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.

1.3.8. Временное рабочее место - место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемое членами экипажа периодически.

ЧАСТЬ I

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:

- каюты - предназначены для проживания и отдыха экипажа;

- общественные помещения - предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий на открытых палубах и в закрытых помещениях судна, коллективного отдыха, питания экипажа;

- помещения бытового обслуживания - предназначены для ремонта обуви и одежды, парикмахерского обслуживания и т.п.;

- помещения пищеблока - предназначены для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья столовой, чайной и камбузной посуды;

- санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения - предназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа;

- помещения медицинского назначения - предназначены для амбулаторного и стационарного лечения, проведения различных лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;

- помещения технической эксплуатации судна - рубки, центральные посты управления, посты управления, административные помещения, лаборатории - предназначены для выполнения работ по судовождению и радиосвязи, контроля за механизмами, для ведения делопроизводства, хранения судовой документации;

- энергетические помещения - предназначены для главных и вспомогательных механизмов, котельных отделений, отделений рефрижераторных машин;

- производственно-технологические помещения - предназначены для переработки рыбы и других морепродуктов;

- грузовые помещения - предназначены для перевозки грузов;

- помещения судового снабжения - предназначены для хранения запасов провизии, судового имущества, расходных материалов и сырья, а также различных запасов для работы производственно-технологических цехов.

2.1.2. Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, должно быть таким, чтобы члены экипажа размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.

2.1.3. Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение помещения.

2.1.4. Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений помещения, не изолированные от воздействия высоких и низких температур, а также от проникновения высоких уровней шума, воды, испарений, газов и неприятных запахов.

2.1.5. Каюты на судах I и II категорий не должны иметь входов непосредственно с открытой палубы. На судах II категории допускается устройство входов через тамбур.

Входы в жилые каюты на судах I и II категорий не должны находиться в непосредственной близости к входам в помещения пищеблока, медицинские и санитарные помещения.

2.1.6. Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для уборки.

2.1.7. Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0 м. Для судов III и IV категорий допускается иметь высоту помещения 1,9 м, при этом светильники и воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 мм.

2.1.8. Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и объема сточно-фановых цистерн.

2.2. КАЮТЫ

2.2.1. Для размещения экипажа на судах I, II, III категорий должны быть предусмотрены каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.

Для этой цели должны быть предусмотрены одно- и двухместные каюты. Для размещения экипажа на судах II и III категорий допускается оборудовать четырехместные каюты.

В технически обоснованных случаях, по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается на судах I категории оборудовать небольшое число четырехместных кают, на судах III и IV категорий шестиместные каюты, на учебных судах для размещения курсантов не более, чем десятиместные кубрики.

Количество одно- и двухместных кают на судне и их распределение между членами экипажа в зависимости от должностного положения определяется судовладельцем.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ доступен в системах «Техэксперт» и «Кодекс».